УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ с. ОНОР ЯКИМЕНКО ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА
Cлайд 2
ТЕМА: «ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Цель: повторение понятия обобщающего слова как члена предложения; формирование умения грамотно ставить знаки препинания при обобщающем слове, составлять схемы
Cлайд 3
В СИБИРСКОЙ ТАЙГЕ РАСТУТ ЕЛЬ, СОСНА, ПИХТА, ЛИСТВЕННИЦА, КЕДР. 1. Прочитайте предложение. Назовите однородные члены предложения 2. Можно ли одним словом или конструкцией обобщить все названные деревья? 3. Куда можно поместить эту обобщающую конструкцию? 4. Составьте предложения.
Cлайд 4
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! В СИБИРСКОЙ ТАЙГЕ РАСТУТ ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ: ЕЛЬ, СОСНА, ПИХТА, ЛИСТВЕННИЦА, КЕДР. ЕЛЬ, СОСНА, ПИХТА, ЛИСТВЕННИЦА, КЕДР – РАЗНЫЕ ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В СИБИРСКОЙ ТАЙГЕ .
Cлайд 5
Cлайд 6
ВСТАВИТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ: В СПАССКОМ-ЛУТОВИНОВО ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ГОСТЕЙ… ЛИПЫ И РЯБИНА ДУБЫ И КЛЕНЫ ЁЛКИ И ЯСЕНИ. СЛАВУ УСАДЬБЫ ПОДДЕРЖИВАЛ И САМ ТУРГЕНЕВ ЛЮБИВШИЙ ЭТИ МЕСТА…. ЛЕВ ТОЛСТОЙ И АКТРИСА САВИНА ФЕТ И НЕКРАСОВ ВСЕ ПЕРЕМЕША(н,нн)О В ЭТОМ ПАРКЕ… ДОРОГИ С ПЛАВНЫМИ ИЗГИБАМИ ПО ХОЛМАМ ТИХИЕ ПРУДЫ САДЫ И ОСТРОВА.
Cлайд 7
Проверь себя! В СПАССКОМ-ЛУТОВИНОВО ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ГОСТЕЙ: ЛЕВ ТОЛСТОЙ И АКТРИСА САВИНА, ФЕТ И НЕКРАСОВ. СЛАВУ УСАДЬБЫ ПОДДЕРЖИВАЛ И САМ ТУРГЕНЕВ, ЛЮБИВШИЙ ЭТИ МЕСТА: ДОРОГИ С ПЛАВНЫМИ ИЗГИБАМИ ПО ХОЛМАМ, ТИХИЕ ПРУДЫ, САДЫ И ОСТРОВА. ВСЕ ПЕРЕМЕШАНО В ЭТОМ ПАРКЕ: ЛИПЫ И РЯБИНА, ДУБЫ И КЛЕНЫ, ЁЛКИ И ЯСЕНИ.
Cлайд 8
ВСТАВИТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА: 1. (В) ТЕЧЕНИ… ЖИЗНИ Я ПОБЫВАЛ …. В ВАТИКАН… И ЭРМИТАЖ… В ЛУВРЕ И ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ. 2. ВСЮДУ Я ВИДЕЛ ЛЮДЕЙ ВОСХИЩАЮЩИХСЯ ТВ….РЕНИЯМИ …. ЛЕОНАРДО И РАФАЭЛЯ КИПРЕНСКОГО И ШИШКИНА РЕРИХА И ЛЕВИТАНА. 3. В ЧИСЛЕ ЛЮБИМЫХ …. ПЕЙЗАЖИ АЙВАЗОВСКОГО И ЛЕВИТАНА.
Cлайд 9
Проверь себя! 1. В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ Я ПОБЫВАЛ ВО МНОГИХ МУЗЕЯХ МИРА : В ВАТИКАНЕ И ЭРМИТАЖЕ, В ЛУВРЕ И ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ. 2. ВСЮДУ Я ВИДЕЛ ЛЮДЕЙ, ВОСХИЩАЮЩИХСЯ ТВОРЕНИЯМИ ХУДОЖНИКОВ: ЛЕОНАРДО И РАФАЭЛЯ, КИПРЕНСКОГО И ШИШКИНА, РЕРИХА И ЛЕВИТАНА. 3. В ЧИСЛЕ ЛЮБИМЫХ КАРТИН: ПЕЙЗАЖИ АЙВАЗОВСКОГО И ЛЕВИТАНА.
Cлайд 10
ВЫПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ, РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. 1.Это (н…) был (н…) гнев (н…) уд…вление (н…) упрёк (н..) ужас (н..) одно из тех чу…ств которых можно было (бы) ожидать. 2. Перед глазами ходил океан и к…лыхался и гремел и св…ркал и угасал и светился и уходил куда (то) в бесконечность. 3. Мне всё открыто в этом мире И ночи тень и со…нца свет И в торжествующ …м эфире Мерцанье ласковых планет. А в 4.Ромашки к…локольчики в…с..льки р…сли на лугу.
Cлайд 11
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрёк, ни ужас - ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Мне всё открыто в этом мире: И ночи тень, и солнца свет, И в торжествующем эфире Мерцанье ласковых планет.
Cлайд 12
Д/З 1. п.44 2. упр. 268 списать, расставить знаки препинания, ПОДЧЕРКНУТЬ обобщающие слова и однородные члены как члены предложения.