1. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. 2. Если светит солнце, то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее. 3. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. 4. Мне не терпелось узнать, с каким счётом закончился матч. 5. Хорошо, если за окнами шумят деревья. 6. Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. 7. Недаром говорится, что дело мастера боится. 8. Мы прибавляем шагу, чтобы успеть где-либо укрыться от проливного дождя. 9. Буря уже давно утихла, когда я подъехал, наконец, к деревне. 10. Хотя до отхода поезда оставалось ещё больше часа, провожающие уже стояли на перроне. Определите вид придаточных предложений.
Cлайд 4
Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. 2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. 3. Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.
Виды подчинения Однородное Параллельное Последовательное Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь. Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном. [× ], ( ), ( ). ( ), [ × × ], ( ). [ ], ( ), ( ).
Cлайд 7
Запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных. Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё что он может как прекрасна была бы земля наша!
Cлайд 8
Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. [ – =], (что = те), (кем – = ) и (кто =). Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша. ( Если – =), (что – =), [ = – ]. Проверьте
Cлайд 9
Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться. А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) Укажите, какая из схем соответствует предложению.
Cлайд 10
Писарев считал что счастье завоевывается и вырабатывается что оно не получается в готовом виде из рук благодетеля. Только к вечеру когда солнышко стало уже садиться отец мой выудил огромного леща которого оставил у себя в лодке. У психиатра была чёрная борода и влажные глаза которые чудесно переливались пока он слушал собеседника. И Лужин постепенно стал понимать что райская пустота в которой витают его прозрачные мысли со всех сторон заполняется. Самостоятельная работа
Cлайд 11
Цели урока: - обучающие: обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ГИА; -развивающие: развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания; -воспитательные: воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.