Готовимся к ГИА по русскому языку Брейн-ринг между 9-ми классами: Средства художественной выразительности Подготовила Козлова И.Ю., учитель русского языка и литературы МБУ школы №21 г.о. Тольятти 2011-2012
Cлайд 2
1. Определите, в каком предложении использована метафора. А сама-то величава, выступает, словно пава. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. За окном ветерок веселится, То подпрыгнет, то притаится…
Cлайд 3
2. Липы обруч золотой —Как венец на новобрачной. Определите средство выразительности. Сравнение Метафора Метонимия Оксюморон
Cлайд 4
3. Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер - полетели. Определите средство выразительности. Сравнение Олицетворение Антитеза Анафора
Cлайд 5
4. Назовите вариант ответа, в котором употреблена гипербола. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой Ты всё пела? Это – дело… Все флаги в гости будут к нам! …Редкая птица долетит до середины Днепра
Cлайд 6
5. Так скушай же ещё тарелочку, мой друг! Определите средство выразительности. эпифора оксюморон метонимия эпитет
Cлайд 7
6. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой… Определите средство выразительности Метафора Антитеза Лексический повтор Риторический вопрос
Cлайд 8
7. Найдите «четвёртое лишнее» Лес, точно терем расписной… Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки, елочки темнеют… В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах.
Cлайд 9
8. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Определите средство выразительности. эпитет Риторическое восклицание Анафора Сравнение
Cлайд 10
9. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. Какое средство выразительности использовано в данном отрывке? Эпитет Градация Инверсия Эпифора
Cлайд 11
10. Определите, в каком отрывке употреблена метонимия. Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот. Непуганая ташкентская весна прошла за окном, вступила в лето… То стынешь в блеске лунного света, то стонешь, облитый пеною ран В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз
Cлайд 12
11. Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот. Определите средство выразительности. Гипербола Литота Перифраз Олицетворение
Cлайд 13
12. Найдите оксюморон. С наглой скромностью смотрит в глаза В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз Простите, простите, простите меня! Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Cлайд 14
13. Талии никак не толще бутылочной шейки. Определите средство выразительности. Литота Риторический вопрос Антитеза Гипербола
Cлайд 15
14. Найдите предложение с фразеологизмом Он обязательно будет кривить душой перед другими. Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой.
Cлайд 16
15. Быстро лечу я по рельсам чугунным. /Думаю думу свою. Определите средство выразительности. ассонанс аллитерация олицетворение градация
Cлайд 17
16. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. Определите средство выразительности. Ирония Антитеза Градация Риторический вопрос
Cлайд 18
17. Найдите «четвёртое лишнее» Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди. Как вышки, елочки темнеют Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает.
Cлайд 19
18. Простите, простите, простите меня! – какой приём здесь использован? Лексический повтор Риторический вопрос Инверсия Градация
Cлайд 20
19. Найдите олицетворение. Плачут вербы, шепчут тополя В сто сорок солнц закат пылал Октябрь серебристо-ореховый страна восходящего солнца
Cлайд 21
20. Определите, в каком отрывке использована перифраза. Солнце русской поэзии. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Ученье – свет, а неученье – тьма Слухи действительно пошли. И самые фантастические
Cлайд 22
П Р О В Е Р И М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3 1 2 4 3 2 2 3 1 4 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 4 3 2 3 2 3 2 1 4
Cлайд 23
Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
Cлайд 24
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
Cлайд 25
Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
Cлайд 26
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот
Cлайд 27
«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы
Cлайд 28
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора
Cлайд 29
«За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». Лексика разговорного стиля Эпитет Олицетворение Гипербола
I вариант II вариант 1. Под ним струя светлей лазури 1.Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? 2. Богатырский конь через лес перепрыгивает 2.Мальчик с пальчик 3. Задремали звёзды золотые 3. Лес, словно терем расписной. 4.Впереди – пустынный сентябрьский день 4.Когда народ…. Белинского и Гоголя С базара понесет. 5. Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. 5.О Волга, колыбель моя!
Cлайд 32
6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. 6.Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела 7. Она щебечет и поёт В преддверье бора, как бы оберегая вход В лесные норы. 8. В багрец и золото одетые леса 7.Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. 8.Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья 9.Гораздо интереснее казались морские коньки 10. Но предстоит еще заледенеть, И уж не петь, а, как броня, звенеть 10. И пунша пламень голубой.
Cлайд 33
Проверим Проверим I вариант II вариант 1.Сравнение(простое). 1.Риторический вопрос 2.Гипербола 2.Литота 3.Олицетворение 3.Сравнение 4.Эпитет. 4.Метонимия 5.Однородные члены предложения. 5.Обращение 6.Олицетворение 6.Лексический повтор 7.Сравнение. 7.Антитеза 8.Метафора 8.Гипербола 9.Олицетворени 9.Сравнение 10.Сравнение 10. Метафора
Cлайд 34
Ресурс создан по шаблону, созданному Захаровой Т.А., методистом Рязанского института развития образования, и Байдаковой Т. Б., учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края.