«В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.» Н.В.Гоголь
Cлайд 3
«Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.» М. Горький
Cлайд 4
«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.» Л. Успенский.
Cлайд 5
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А. Куприн.
Cлайд 6
«Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной.» П. Вяземский
Cлайд 7
«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык.» К. Паустовский.
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Вопросы для дискуссии Удивило ли вас что-нибудь в этом объяснении в любви? Слышали ли вы такие объяснения в современных фильмах и книгах?
Cлайд 11
Cлайд 12
Если бы Пушкин услышал сейчас подобное объяснение в любви, он что-нибудь понял бы в нём?
Cлайд 13
Cлайд 14
Оценивая состояние языка необходимо разграничивать три вида процессов: в условиях функционирования языка, в построении текста, в системе языка.
Cлайд 15
Лексические и стилистические нормы Каждое толкование замените одним словом: Краткая приветственная застольная речь. Искусство составления букетов, распространённое в Японии, а также сам букет, составленный по принципу этого искусства. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения исполнения. Тоска по родине. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. Экспромт. 2. Ностальгия. 3.Геральдика. 4.Икебана. 5.Спич.
Cлайд 16
Выпишите иноязычные слова, употребленные неуместно. Замените подходящими синонимами Юноша во всем имитировал старшему брату. На фабриках и заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства. В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско. Незабываемый прецендент произошел во время нашей поездки по Волге. В прошлом году имели место серьёзные дефекты в ремонте школы.
Cлайд 17
Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами. А для кого-то унылье – это вся жизнь. Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать. Прививайтесь от экзотических болезней. Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.
Cлайд 18
А) Зачеркните логически лишнее слово. Рождество я отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печёт Пульхерея Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого. Б) Как называется этот вид речевых ошибок: 1) тавтология, 2) плеоназм, 3) канцеляризм
Cлайд 19
Cлайд 20
Выводы: Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе. В языке отражается история народа; наблюдения за изменениями, происходящими в лексике русского языка, необходимо вести, это очень полезно и интересно. Язык надо оберегать от засорения, ненормальной лексикой, жаргонами, вульгаризмами.