Виды глаголов Русский язык 5 класс Учитель: Шулаева Любовь Анатольевна
Cлайд 2
Шторм. Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь улевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв. Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.
Cлайд 3
Словарь: Бриз – это слабый береговой ветер.
Cлайд 4
Шторм. Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв. Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.
______ _____ _____ ____ _____ ____ ===== ===== ===== . _____ _____ _____ , , И И , . .
Cлайд 7
Проверьте I вариант: Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрей. (сложное предложение, в нем три грамматических основы) II вариант: Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. (простое предложение, в нем три однородных члена предложения – сказуемые)
Cлайд 8
В выписанных предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их Усиливался Усилился ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛ?
Усилился Усиливался Что сделал? Что делал? СОВЕРШЕННЫЙ ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
Cлайд 11
ФИЗКУЛЬМИНУТКА Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните И читать, друзья, начните.
Cлайд 12
Совершенный вид - что сделать? Говорят (и это лестно), Что я выгляжу чудесно: Шляпа, галстук и костюм, А в глазах – природный ум, Нос с горбинкой, ясный взгляд. (Все восторженно глядят!) Весь начищенный, степенный. ВИД мой амий СОВЕРШЕННЫЙ. Я к тому ж не поленился И неплохо потрудился: Сделал нынче столко дел! Суп сварил, с горы скатился И при этом не разбился, Кипятком не обварился, Лишь немного похудел!
Cлайд 13
Всем вокруг сегодня ясно, Что я выгляжу ужасно: Сам не брит, костюм измят, Уши в стороны торчат, Нос крючком, потухший взгляд. (Все сочувственно глядят!) Суетливый, нестепенный… Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Cлайд 14
Запишите поговорки, определите вид глаголов: Много захочешь - пораньше с постели вскочишь. Лучше потерять кошелёк, чем нарушить слово. Ест за вола, а работает за комара. Пролитую воду не соберешь. Поспешишь – людей насмешишь. Не все золото, что блестит.
Cлайд 15
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Cлайд 16
Проверьте Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили, как заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Cлайд 17
Спасибо, ребята, за урок! До скорой встречи, дорогие друзья!