Урок-исследование по теме «Назывные предложения и их роль в художественном тексте» В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина. ( Л.Н.Толстой)
Cлайд 2
Цель урока : введение понятия «Назывные предложения». Задачи урока: формировать умения нахождения назывных предложений в художественной литературе; показать их значение и сферу употребления; развивать речевую культуру обучающихся.
Cлайд 3
1. Какое предложение называется двусоставным? (привести примеры) Например: Наступила долгожданная зима. 2. Какое предложение называется односоставным? (привести примеры) Например: Пушистый снег.
Cлайд 4
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря. И лобзания, и слёзы; И заря, заря!.. ( А.Фет) Запишите первое четверостишие в тетради. Выделите грамматическую основу предложения. Укажите, чем выражен главный член предложения.
Cлайд 5
Cлайд 6
Зима. Морозное утро.
Cлайд 7
Тишина в заснеженном лесу.
Cлайд 8
Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания.
Cлайд 9
День чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный… А.С.Пушкин Мороз и солнце.
Cлайд 10
Морозные ночи, ясные, тихие дни (Н.Некрасов) Славная осень!
Cлайд 11
Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь. А.С.Пушкин. Зима.
Cлайд 12
1. Проснувшись и взглянув в окно, П.И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. 2. Ясный морозный денек! 3. Чувства композитора затрепетали, будто струны. 4. Снегопад. 5. День, как гнездышко, крупные снежные хлопья, весь пуховый, мягкий, свежий. 6. Серо-белое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе. 7. Снега намело почти до крыш. 8. Тихо. 9. Мягко. 10. Бело. 11. Великолепный пейзаж! Задание. Прочитайте текст. Определите стилистическую принадлежность текста (докажите). Выпишите номера назывных распространенных и нераспространенных предложений в два столбика. Найдите в тексте предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Озаглавьте текст назывным предложением. Критерии оценивания. «5» – за правильное выполнение всех заданий. «4» - за правильное выполнение трех заданий. «3» - за правильное выполнение двух заданий.
Cлайд 13
Что узнали нового? Что осталось непонятным? Что понравилось больше всего? Что показалось самым трудным?