Путешествие в сказочную страну «беспризорных» слов Слова категории состояния
Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
Краткое прилагательное Относится к имени существительному или местоимению. Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы каков? какова? каково? каковы? В двусоставном предложении всегда сказуемое.
Cлайд 5
Категория состояния Обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека). Отвечает на вопрос каково? В односоставном предложении всегда сказуемое.
Cлайд 6
Наречие Относится к глаголу, существительному, другому наречию. Обозначает признак действия или признак признака. Отвечает на вопросы как? каким образом? др. В предложении обстоятельство (реже определение).
Cлайд 7
. Сравните предложения из произведений А. С. Пушкина И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь… («Медный всадник») Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка… («Телега жизни») «Эй! Пошёл, ямщик!...»- «Нет мочи: Коням, барин, тяжело…» («Бесы»)
Cлайд 8
Сгруппируйте слова. Что у вас получилось? Тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, стыд, совестно, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, неловко.
Cлайд 9
Он чувствует себя неловко. Его поведение неловко. Мне , право, неловко.
Cлайд 10
Запутался? Думаешь, что не прав? Почитай учебник!
Cлайд 11
Он чувствует себя неловко. Его поведение неловко. Мне , право, неловко.
Cлайд 12
Категория состояния Наречие Краткое прилагательное Значение Состояние природы, человека Признак действия Признак предмета Морфологические признаки Не изменяется Не изменяется Изменяется по родам и числам Связь с другими членами предложения Синтаксически независимо Относится к глаголу, обозначает признак действия Связано с подлежащим, характеризует предмет Синтаксическая функция Сказуемое в предложении без подлежащего Обстоятельство Сказуемое в двусоставном предложении
Cлайд 13
Необычайные приключения семиклассника Вовочки 1. Жил-был семиклассник Вовочка. 2. Так как он был ленив, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутился он на необитаемом острове. 3. Проснулся наш Вовочка. 4. Легко и радостно было у него на душе. 5. Быстро глаза открыл. 6. Видит, изба чужая. 7. В избе грязно, сыро, темно. 8. Понял Вовочка, что с ним во сне чудо приключилось. 9. Стало ему страшно. 10. Вдруг за окном заревело и загудело. 11. Выглянул мальчуган в окно. 12. На дворе ветрено и холодно. 13. Лес густой обступил избу. 14. А деревья такие огромные, что ни в сказке сказать, ни пером описать. 15. Друг с другом дерутся, ругаются, называют друг друга словами бранными, бьют друг друга сучьями могучими, заслоняют собой красно солнышко. 16. Ещё страшнее стало Вовочке. 17. Слова молвить ему некому – один-одинешенек он в лесу дремучем. 18. Стало грустно мальчугану нашему. 19. Светало. 20. Становилось холоднее в комнате. 21. Дрова у печи лежат, а что с ними делать, Вовочка не знает. 22. Его знобило и ломало. 23. Сел мальчуган на пол студеный и тихо заплакал слезами горючими.
Cлайд 14
Необычайные приключения семиклассника Вовочки 1.Жил-был семиклассник Вовочка. 2. Так как он был ленив, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутился он на необитаемом острове. 3. Проснулся наш Вовочка. 4. Легко и радостно было у него на душе. 5. Быстро глаза открыл. 6. Видит, изба чужая. 7. В избе грязно, сыро, темно. 8. Понял Вовочка, что с ним во сне чудо приключилось. 9. Стало ему страшно. 10.Вдруг за окном заревело и загудело. 11. Выглянул мальчуган в окно. 12. На дворе ветрено и холодно. 13. Лес густой обступил избу. 14. А деревья такие огромные, что ни в сказке сказать, ни пером описать. 15. Друг с другом дерутся, ругаются, называют друг друга словами бранными, бьют друг друга сучьями могучими, заслоняют собой красно солнышко. 16. Ещё страшнее стало Вовочке. 17. Слова молвить ему некому – один-одинешенек он в лесу дремучем. 18. Стало грустно мальчугану нашему. 19. Светало. 20. Становилось холоднее в комнате. 21. Дрова у печи лежат, а что с ними делать, Вовочка не знает. 22. Его знобило и ломало. 23. Сел мальчуган на пол студеный и тихо заплакал слезами горючими.
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Здравствуй, категория состояния! До свидания, «беспризорные» слова!