Подготовка к ГИА 2013 русский язык Часть 1-я. Изложение. Руф Ю.С. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дружбинская СОШ» Целинного района Алтайского края
Cлайд 2
Cлайд 3
При написании сжатого изложения учащиеся должны продемонстрировать многие умения и навыки: - верно понимать и передавать основную мысль исходного текста; - правильно выделять макро- и микротемы; - владеть навыками компрессии (сжатия) текста; -логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии; - выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы; - строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме
Cлайд 4
Методика чтения текста изложения Первое чтение нужно проводить в обычном темпе, хорошо интонируя речь. Учащиеся должны воспринять текст как целое, выделить главное и второстепенное в содержании, усвоить сюжетную линию и в конечном счете получить эмоциональный посыл, который и поможет написать сжатое изложение Второе чтение должно быть в более медленном темпе, позволяющем ученику зафиксировать главные смысловые опоры текста При возможном третьем чтении текст вновь читается в обычном темпе. Ученики в это время более детально следят за строением текста, выстраиванием микротем в структуре макротемы.
Cлайд 5
Cлайд 6
За 30 минут до завершения работы над изложением учащимся необходимо напомнить о разрешении пользоваться орфографическими словарями, а за 10 минут – о необходимости завершения написания изложения На основании предварительных записей ученик составляет план, который помогает ему логически выстроить работу. После составления плана в его окончательном варианте (не более 5 минут) ученики приступают к написанию текста изложения
Cлайд 7
Методика подготовки к написанию сжатого изложения Независимо от того, какие способы выбирает учащийся для выделения основного содержания текста, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: Сохранение последовательности в развитии событий; Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; Установление смысловой и грамматической связи между предложениями; Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания
Cлайд 8
Итак, при обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения: Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); Умение сокращать текст разными способами; Умение правильно и логично излагать свои мысли; Умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания