Тринадцатое апреля Понятие о наречии Урок подготовила Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы №3, г. Осинники
Cлайд 2
Цели урока: Сформировать представление о наречии как самостоятельной части речи; Формировать умение «видеть» наречия в тексте; Сопоставить наречие с другими частями речи и выявить его особенности; Совершенствовать общеучебные умения: умение работать с научной статьей, пользоваться справочной литературой.
Cлайд 3
Наречие – старое слово. Оно уже было в словаре древнерусского языка Срезневского, где отмечено его значение как части речи.
Cлайд 4
Если попытаться глубже проникнуть в состав этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол и др.)
Cлайд 5
Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне – реч-, входящем в слово наречие. Нопричём же здесь глагол?
Cлайд 6
Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Древние римляне называли эту часть речи adverbium. Слово verbum значит глагол, а приставка ad – при, т.е. буквальный перевод слова adverbium – «приглаголие».
Cлайд 7
И термин наречие, если его поревести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно и происходит.
Cлайд 8
Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол.
Cлайд 9
Например: Красивое письмо – красиво пишет; Громкое чтение – громко читает; Быстрая ходьба – быстро ходит. Наречие может пояснять и прилагательное, обозначая при этом степень качества: хороший голос, чрезвычайно интересная книга, весьма сдержанный человек
Cлайд 10
Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Ты скажи: «Кругом белым-бело» - И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек.
Cлайд 11
Вспомнится наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно», ты Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою - сразу вся Россия! (Эля Куклина.)
Cлайд 12
Какие слова привлекли внимание этой поэтессы? Высоко, темно, светло, ароматно, красиво На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? Как образованы данные наречия? От прилагательных с помощью суффикса –о
Cлайд 13
Вывод Приведите еще наречия. Которые образованы от прилагательных. Скоро, медленно, далеко, точно, мало, широко, долго, просто, трудно. Таких слов очень много. Поскольку в языке много прилагательных, а от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на –о,(-е).