Учитель высшей квалификационной категории Ларикова Ирина Евгеньевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Школа менеджеров» Г. Новомосковск
Cлайд 2
Цели урока: Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, известные по курсу 5-7 классов; ознакомить с понятием «чужая речь» и способами ее передачи; Формирование умений: 1) выразительно читать предложения с прямой речью; 2) правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.
Cлайд 3
Повторение сведений о предложениях с прямой речью Подумав (не) много капитан сказал Кажет..ся все ра..счита..но взвеш…но и оцен…но7. 2) Ему не стоит терять врем..ни (по) пустому замет..л отец. «Ему не стоит терять времени по-пустому»,- заметил отец. Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено». ._._._._._._._._._._._. + + + + + ________ ______ ______ ___________ ________ ________ ________ ________ ___________ Деепр.об Вв.сл-неув. __ [-.-,-=]:[++,-=,=u=].
Cлайд 4
Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Алексей Максимович Горький писал: «Борьба за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие мысли». Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся ниже тоном и с ускорением. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,»- говорил Антон Павлович Чехов.
Cлайд 5
Прямой речи Косвенной речи Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О
Cлайд 6
Заполняем таблицу
Cлайд 7
Проверяем!
Cлайд 8
Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите в предложениях способ передачи чужой речи. 1. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят самая голосистая птица соловей. 4. Птицы помощники леса прочитали мы в учебнике.
Cлайд 9
Самостоятельно знакомимся с теорией Прочитайте §66, 67, 68 и ответьте на вопросы: 1.Какие части выделяются в предложениях с чужой речью? 2. Что мы называем прямой речью? 3. Что мы называем косвенной речью?
Cлайд 10
Вставьте в предложения 1,2 слова автора, к предложениям 3,4 подберите прямую речь. Составьте схемы. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков 3) --- удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 4) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил ----.
Cлайд 11
Домашнее задание: §§ 65-68, Упр. 406 (письменно).
Cлайд 12
Источники: 1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя, Просвещение, 1998. 2. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2010. 3. Материалы сайта proshkolu.ru