ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 5 класс Л.А.Божко, учитель русского языка и литературы
Cлайд 2
Cлайд 3
Глагол– самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! А. Югов
Cлайд 4
Цель (чего я хочу добиться на уроке) 1 Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях. 2 Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. 3 Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. 4 Узнать, каким членом предложения может быть глагол. 5 Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. 6 Пополнить свой словарный запас. 7 Отдохнуть на уроке.
Cлайд 5
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Режиссёр — постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм , циркового представления, оперы. Мультипликация – съёмка отдельных рисунков, изображающая последовательность движений, что создает иллюзию движения неподвижных объектов.
Cлайд 6
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? обозначает: действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения , движение, различные звуковые явления и т.д.
Cлайд 7
Образуйте от данных существительных глаголы, объяснить их значение: ГНЕВ УЛЫБКА СТРАХ ТРЕВОГА РАДОСТЬ СМЕХ
Cлайд 8
Физкультурная минутка
Cлайд 9
Cлайд 10
Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: маятник всё так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон.
Cлайд 11
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ и ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ. 1 гр. Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении. 2 гр. Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте. 3 гр. О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? (тема ) Подчеркните глаголы . Дайте их толкование.
Cлайд 12
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).
Cлайд 13
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности): 1.Прочитать правило § … и выполнить упражнение 2.Выписать из текста словосочетание( глагол + сущ ) ,обозначьте главное слово. 3.Написать продолжение истории, используя глаголы. 4.Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
Cлайд 14
литература http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_rus.html http://kolp-tnschool.edu.tomsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=222:-q----q&catid=1:2009-10-26-05-09-51&Itemid=2 Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 .