Деепричастие как часть речи Автор презентации – учитель русского языка и литературы МОУ «Киверичская СОШ» Мантрова Лилия Викторовна
Cлайд 2
Цели урока: дать понятие о деепричастии; познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования. Задачи урока: вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении; выявить особенности употребления деепричастий; формировать орфографические умения и навыки.
Cлайд 3
Орфографическая разминка Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи. Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие
Cлайд 4
Понятие о деепричастии Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли. Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли.
Cлайд 5
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm Гвоздев Александр Николаевич Ученый-лингвист, член-корреспондент АПН РСФСР. Лингвисты о деепричастии 1892 - 1959
Cлайд 6
Сравни предложения Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам. Белочка распушила хвост, прыгая по веткам. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия Основное Добавочное Основное Добавочное
Cлайд 7
Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крича, глядя выскочив замахнувшись испёкши -а (-я) -в -вши -ши
Cлайд 8
Общее значение Глагол Деепричастие Основное действие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая? Что сделав?
Cлайд 9
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf Значение деепричастий
Cлайд 10
Грамматические признаки деепричастий Глагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой Как? Как?
Cлайд 11
Выводы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Cлайд 12
Употребление деепричастий в речи http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.html Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина. Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся деревьев? Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
Cлайд 13
Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия
Cлайд 14
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то. Я открыл окно и залюбовался видом. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из дома, направился к машине. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом. Разложив игры, дети сели в кружок.
Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду, Трус хвастает уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Кто не подумав говорит, Не развязав мешок, не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.
Cлайд 17
Можно ли так говорить? Идя из школы, пошел дождь. Возвращаясь домой, меня застала гроза. Включив телевизор, он показывал футбольный матч. Открывая книгу, из неё выпал листок. Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.
Cлайд 18
Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с помощью … Деепричастие имеет признаки … и признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от …
Cлайд 19
Использованная литература Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987 Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012 http://school-collection.edu.ru/ http://elenaranko.ucoz.ru/ http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png