Тема урока «Не с именами существительными» ЗНАТЬ: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными. УМЕТЬ: различать не – приставку, частицу, часть корня.
Cлайд 3
ХОД УРОКА I. Орг.момент. II. Основная часть урока. 1. Опрос. Синтаксический разбор предложения Ветер гонит тяжёлые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает гривы лошадей. Объяснить написание приставки при- в слове пригибает. Выделить в словах корни с проверяемой безударной гласной.
Cлайд 4
2.Переход к теме урока. Запись и анализ текста. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский.)
Cлайд 5
1) Отметьте в тексте известные вам части речи. 2) Есть ли в записанном тексте слова с не? Какие это части речи? 3) Написание какой части речи нам уже известно? Как пишется не с глаголами? 4) Какое слово мы не знаем - почему оно с не пишется слитно? Какая это часть речи? 5) Как будет называться наша тема урока?
Cлайд 6
Запишем тему нашего урока, которую вы сами сформулировали. Давайте выясним, каковы цели нашего урока.
Cлайд 7
3. Объяснение нового материала 1) Вспомните, когда не с глаголом пишется слитно? Приведите примеры. Давайте посмотрим, есть ли такие слова в именах существительных. Запишем слова ненависть, ненастье, небрежность. Попробуйте отделить не, будет ли слово иметь лексическое значение. Итак, сформулируем первый вывод: не с существительными пишется слитно, когда эти слова без не не употребляются.
Cлайд 8
А теперь давайте сразу проверим, как мы поняли первый вывод. 1) Из слов, записанных на доске выберите только те, которые без не не употребляются. Невнимание, невежа, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, невежда, недомогание, незабудка, несчастье, независимость.
Cлайд 9
А сейчас послушайте стихотворение о словах, которые без не не употребляются. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положенье! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, и на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. (Б. Заходер)
Cлайд 10
Ребята, только ли существительные не употребляются без не? Какая ещё часть речи встретилась в этом стихотворении? 2) Давайте вспомним, что такое приставка. От слов правда, счастье, приятель образуйте с помощью приставки не новые слова. Правда – неправда Счастье – несчастье Приятель – неприятель Какой смысл придаёт приставка не словам? Подберите к полученным словам синонимы. Имеют ли эти слова приставку не? Сделайте вывод, когда не существительными пишется слитно?
Cлайд 11
Проведём закрепление этого вывода. К словам рабство, беспорядок, враг подберите синонимы с приставкой не-. Из упражнения 238 выпишите слова, относящиеся ко второму выводу.
Cлайд 12
3) Запишем предложение. Вася говорил не правду, а ложь. Как вы думаете, почему в этом предложении не с существительным пишется раздельно. Имеется ли в предложении слово со значением противоположным тому, перед которым употреблена частица не. Сделайте вывод о раздельном написании не с существительным. Какая пунктограмма встретилась в этом предложении?
Cлайд 13
Проведём закрепление этого вывода. Из упражнения 242 выпишите примеры, подтверждающие вывод. А теперь прочитайте правило в §43. Все ли условия слитного и раздельного написания не с существительными мы рассмотрели?
Cлайд 14
III. Итог урока. Сколько условий слитного написания не с существительными? Назовите их. Раздельного? Назовите их. Д/з: §43, упр.240