Подготовка к ГИА (задание А5) Булычева Я.С. Занятие 19
Cлайд 2
Что должен знать ученик, выполняя задание А5: правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.
Cлайд 3
1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова. Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путем подбора формы одного и того же слова. Для этого надо: у существительных изменить число: весна - вЁсны, паруса - пАрус; у прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - он нАг, босой - он бОс; у глаголов: А) изменить число: я брожу - мы брОдим; Б) изменить время: показал - покАжет; В) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвЁл.
Cлайд 4
При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, на раз личные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова: старожил нашего города (= стАрый житель) - он сторожил склад (= стОрож) умолять о пощаде (= он мОлит) - умалять значение (делать мАлым) разрядить ружье (= разрЯд) - разредить морковь (= рЕдкий) раздражать поведением (= кто-то дрАзнит) - задрожать от холода (дрОжь) благословить на подвиг (= сказать благое слОво) - прославлять героя (= слАва) покарать врага (= кАра) - покорить природу (= покОрный) - укорять за лень (= укОр) посвятить стихотворение (= свЯтость) - посветить свечой (= свЕт) увидать издали (= увИдит) - увядать без влаги (= увЯнуть) утихать постепенно (= утИхнуть) - утешать ласково (= утЕшить) флаг развевается (= вЕять) - ребенок развивается (= развИтие)
Cлайд 5
2.Чередующиеся гласные в корне слова Корни, в которых правописание гласной зависит отударения 1.ГАР - ГОР (под ударением пишется А, без ударения О) ЗАГАР (под ударением); ЗАГОРЕЛЫЙ, ЗАГОРАТЬ (без ударения) 2.КЛАН-КЛОН (без ударения пишется О, под ударением то, что слышится) КЛАНЯЮЩИЙСЯ (под ударением) ПОКЛОН (без ударения), ПРЕКЛОНЕНИЕ (без ударения) 3.ТВАР - ТВОР (без ударения пишется О, под ударением то, что слышится) Исключение:УТВАРЬ ТВАРЬ (под ударением) ТВОРЕНИЕ (без ударения) 4.ЗАР-ЗОР (без ударения пишется А, под ударением то, что слышится) Исключение:ЗОРЕ- ВАТЬ, ЗОРЯНКА ЗОРЬКА (под ударением) ЗАРЕВО (под ударением) ЗАРЯ (без ударения) ЗАРНИЦЫ (без ударения)
Cлайд 6
2.Чередующиеся гласные в корне слова Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнемсуффикса 1. БИРА - БЕР ПИРА - ПЕР ДИРЛ-ДЕР ТИРА - ТЕР МИРА - МЕР БЛИСТЛ-БЛЕСТ CTИЛА- СТЕЛ ЖИГА - ЖЕГ ЧИТА - ЧЕТ (пишетсяИ, если после корнястоит суффикс А: После корня суффикс А - Букву И пиши всегда.); (пишетсяЕ,если за корнемнет суффикса А) Исключение:СОЧЕТАТЬ, СО ЧЕТАНИЕ УБИРАТЬ (есть суффикс А)-УБЕРУ (нет суффикса А), РАССТИЛАТЬ (есть суффикс А) - РАССТЕЛИТЬ (нет суффикса А) ЗАЖИГАТЬ (есть суффикс А) - ЗАЖЕЧЬ (нет суффикса А) 2. KAС - КОС (пишетсяА,если после корнястоит суффикс А) КАСАТЬСЯ (есть суффикс А) - КОС НУТЬСЯ (нет суффикса А)
Cлайд 7
2.Чередующиеся гласные в корне слова Корни, в которыхправописание гласной зависит от характера последних согласных (согласной) корня 1. ЛАГ-ЛОЖ (перед Г пишется А, перед Ж пишется О) ПОЛАГАТЬ - ПОЛОЖЕНИЕ 2. PACT- РАЩ- РОС (перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О) Исключения: РОСТОК, РОСТИСЛАВ, РОСТОВ, РОСТОВЩИК, ОТРАСЛЬ РАСТЕНИЯ (перед СТ пишется А) - ПОДРОСЛИ (перед С пишется О) - ВЫРАЩЕННЫЙ (перед Щ пишется А) 3. СКАК-СКОЧ(перед К пишется А, перед Ч пишется О) Исключения: СКАЧОК, СКАЧУ ВЫСКОЧИТЬ (перед Ч пишется О) - СКАКАТЬ (перед К пишется А) 4. ПЛАВ-ПЛОВ (Опишется в словахПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА, в остальных словах пишется А) ПОПЛАВОК - ПЛОВЕЦ
Cлайд 8
2.Чередующиеся гласные в корне слова Корни, в которыхправописание гласной зависит от смысла слова 1. МАК-МОК- МОЧ Слова с корнемМАКимеют значение«опускать, погружать в жидкость»:МАКАТЬ ХЛЕБ В МОЛОКО ОБМАКНУТЬ ПЕРО В ЧЕРНИЛА Слова с корнемМОКимеют значение «пропускать или не пропускать жидкость»,а также «становиться влажным, мокрым» НЕПРОМОКАЕМЫЙ ПЛАЩ ВЫМОКНУТЬ ПОД ДОЖДЕМ 2. РАВН - РОВН КореньРАВНсвязан со значением«равный, одинаковый, сходный по величине, качеству, достоинству»: УРАВНЯТЬ В ПРАВАХ КореньРОВНимеет значение«ровный, гладкий, прямой»: ЗАРОВНЯТЬ ЯМУ Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, УРОВЕНЬ, ПОРОВНУ
Cлайд 9
3.Непроверяемые безударные гласные в корне слова Список наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания: Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты, авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, карнавал, каморка, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать, ностальгия, наваждение, примитивный, панорама, парадокс, привилегия, палисадник, предварительный, привередливый, пессимист, реставрировать, сертификат, стипендия, эксперимент.
Cлайд 10
Алгоритм выполнения задания А5: 1. 1.Внимательно прочитайте каждое слово в указанном предложении и найдите среди них с чередующейся гласной в корне (если именно эта орфограмма заявлена в задании). В этом вам поможет знание корней, в которых происходит чередование гласных: ГАР - ГОР ЗАР-ЗОР КЛАН-КЛОН ТВАР-ТВОР ЛАГ-ЛОЖ БИР-БЕР ПИР-ПЕР ДИР - ДЕР ТИР-ТЕР МИР-МЕР БЛИСТ-БЛЕСТ СТИЛ-СТЕЛ ЖИГ-ЖЕГ ЧИТ-ЧЕТ КАС-КОС PACT-РАЩ-РОС СКАК - СКОЧ ПЛАВ-ПЛОВ МАК-МОК РАВН-РОВН
Cлайд 11
2. Если вас просят указать слово с проверяемой безударной гласной в корне, то подберите к каждому из слов в предложении однокоренное слово или образуйте его форму так, чтобы безударная гласная находилась под ударением и слышалась отчетливо, таким образом вы определите верный ответ. 3. Если вас просят найти словарное слово, то надо искать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.
Cлайд 12
Потренируемся Задание № 1. Из предложений 16-19 выпишите слово(-а) с чередующейся безударной гласной в корне. (16)Но это еще далеко не главное. (17)Выяснилось, что вовсе даже не стоит пугаться, если из лесу вдруг выбегут дикие динозавры и все соберутся на школьном дворе. (18)Потому что на встречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. (19)Коржиков, должно быть... - робко предположил я. - (20)0н разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит порядок... Задание № 2. Из предложения 40 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (40) Школа, о которой мальчик давно мечтал, была от них в ближайшем поселке, куда на лошади надо было добираться по горам два часа. (41) Никто из домашних ни разу не упоминал до сих пор о школе.
Cлайд 13
Задание № 3. Из предложений 31-35 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (31) - Нет, ты не так услышал, не так подумал, и не надо полагать, что я пытаюсь взвалить на тебя все это. (32) Не сообщай им, я сам все скажу, но только не сейчас. (33) Когда отец забудет про сердце... тогда. (34) А ты пока отвлеки их немного чем-нибудь, подготовь. (35) Этим ты мне поможешь. Задание № 4. Из предложений 14-16 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (14)0дин из них, приземистый, протянул деньги Саньке. -(15)Легко отдаёшь, - сказал Санька. - (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!
Cлайд 14
Задание № 5. Из предложений 16-19 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова. (16)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. (17)Она веером развернула липкие ниточки кореш ков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (18)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание. Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Задание № 6. Из предложений 18-19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне (18) Ландау написал вывод и положил мел. (19) Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
Cлайд 15
Задание № 7. Из предложений 20-21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (20)И странно ему все это, и чудно - словно и войны нет никакой! (21)Словно не бушует, не обливается кровью всего в двухстах верстах отсюда горящий, задымлённый, в грохоте и в тяготе фронт... Задание № 8. Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой определяется наличием суффикса -А-. (5)Я обернулся и при лунном свете различил фигуры двух ребят: один был в школьной форме, только фуражка на нем необычная; другой, поменьше, оделся в громадный, видимо, отцовский, ватник. - (6)Мы наклейки собираем, - пояснил старший. (7)Я отдал им коробку. (8)Мальчишки разглядывали этикетку, на которой вокруг улыбающегося земного шара мчался спутник.
Cлайд 16
Задание № 9. Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. Задание № 10. Из предложений 17-18 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал.