Тема: «Сочинение – описание. Описание животного». Урок в 5 классе.
Cлайд 2
Знать. Уметь.
Cлайд 3
Как описать предмет?
Cлайд 4
Композиция. ИЛИ
Cлайд 5
Как описать животного? Стиль речи текста. Термины.
Cлайд 6
Назовите стиль описания? Тетерев. Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь чёрный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли. (Е. Чарушин). Определите основную мысль? Проследите, как она раскрывается? Отметьте сравнения, слова с переносным значением, с уменьшительно - ласкательными суффиксами?
Cлайд 7
Тетерев –род птиц семейства тетеревиных. Два вида: обыкновенный и кавказский. Тетерев необыкновенный весит до 1, 8 кг, длина 52 – 54см. Обитает в лесах и лесостепях Евразии. (Из «Определителя птиц». Назовите стиль описания?
Cлайд 8
Сопоставьте, как об одних и тех же приметах (трясогузки, лося, оляпки) говорится в научном и художественном описании. 1)… Спина серая, горло чёрное, брюхо белое…- «…В светло-сером, отлично натянутом платьице, с передним чёрным галстуком». 2). Ноги рыжеватые или беловатые…- «На ногах словно белые, туго натянутые чулки. 3). «Изящен наряд у оляпки – куртка бархатно-чёрная, манишка белизною поспорит со снегом». – Спинная сторона оляпки серовато-бурая, брюшная – белая.
Cлайд 9
Отдыхая, повторяем. В три скачка промчался гривастый лев, - хотя был он не больше котёнка, но страшен. Переваливаясь, проковылял на задних лапах плюшевый медведь с зонтиком.. По песку пустыни под красным солнцем проходили звери Прополз отвратительный крокодил,- его маленькие дрянные глазки притворялись добренькими. (Но всё же Артемон не поверил и зарычал на него.) Проскакал носорог, - для безопасности на его острый рог был надет резиновый мячик. Верните на место предложение, которое почему – то заблудилось. Каким способом и при помощи каких слов связаны предложения в этом фрагменте?
Cлайд 10
Советы. Постарайтесь написать о своём четвероногом или крылатом друге с любовью. Убедите читателей, что животное интересное, вы хорошо его знаете и любите, вам хочется, чтобы и другие его узнали и полюбили. Понаблюдайте за героем своего сочинения: как охотится, играет, выполняет команды, встречает хозяина…
Cлайд 11
Проверь! Будто, как будто, будто бы, бусинки, карабкаться, дрессировать, шоколадный. Используйте материалы.. Тоненькие ножки, красивая головка откинута, хвостик колечком, зубки беленькие, похожа на сказочную птицу, пёстрое оперение, крепкий чёрный клюв, заливисто лает, хвостиком виляет, ел всё подряд: капусту, яблоки…, питомец, друг, Мурзик.
Cлайд 12
Cлайд 13
Заполните таблицу. бархатные трубой длинные пушистая мягкий, добрый белая, дымчатая большие, внимательные хитрая маленькие План: 1.О каком животном я буду писать? (название) 2.Как животное появилось у нас в доме? 3.Описание животного (какое оно?) 4.Моё отношение к питомцу.
Cлайд 14
Творческая работа. Озаглавьте своё сочинение. Составьте простой план. Напишите сочинение на черновиках.
Cлайд 15
Использованные материалы. 1.Ладыженская Т.Я. Русский язык. 5 класс. 2010 год Никитина Е.И. Русская речь». 5 класс. 2001 год. Выполнила: Монгуш ЕМ, учитель русского языка и литературы.