Синтаксическая пятиминутка. Крылов -известный русский баснописец. Он являет(?)ся автором более 200 басен.
Cлайд 3
Стишок. Прежде чем глагол писать, Не забудь вопрос задать. Так как мягкий знак в вопросе, И в глаголы его вносим!
Cлайд 4
Работа с учебником. Познакомьтесь с материалом учебника на стр. 250.
Cлайд 5
Загадка. Короткий нравоучительный стихотворный рассказ, повествующий о человеческих недостатках. БАСНЯ.
Cлайд 6
Сказка про басню. Жила-была на свете Басня. Бродила она по земле и учила людей уму-разуму, жизнь толковала, думать заставляла, советы давала… Басня была весёлая, смешливая, любила в разные личины рядиться, поэтому с собой всегда мешок масок таскала: то медведем из чащи выглянет, то зайчиком под кустом спрячется, то змеёй на камне свернётся.
Cлайд 7
А то и вовсе дубом обернётся или тростником, телегой прикинется… Прямо театр одного актёра! Зато и народ любил её послушать, личинами полюбоваться, потому что и посмеяться можно, и ума-разума набраться. Ведь Басня ещё и совет даст или наставление. Не один век кочевала Басня из страны в страну, и везде ей люди были рады. Так и путешествует она до сих пор , но особенно любит заглядывать к детишкам , которые только жить начинают и от советов Басни не откажутся.
Cлайд 8
Объяснительный диктант «Басни дедушки Крылова».
Cлайд 9
«Белка». Посмотришь на дельца иного: Хлопочет, мечет(?)ся, ему дивят(?)ся все: Он, кажет(?)ся, из кожи рвёт(?)ся, Да только всё вперёд не подаёт(?)ся, Как белка в колесе.
Cлайд 10
«Волк и кукушка». Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей: Не видит добрых он, куда ни обернёт(?)ся, А первый сам ни с кем не уживёт(?)ся.
Cлайд 11
«Заяц на ловле». Над хвастунами хоть смеют(?)ся, А часто в дележе им доли достают(?)ся.
Cлайд 12
«Зеркало и обезьяна». Чем кумушек считать трудит(?)ся, Не лучше ль на себя, кума,оборотит(?)ся?
Cлайд 13
«Волк и ягнёнок». Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напит(?)ся: И надобно ж беде случит(?)ся, Что около тех мест голодный рыскал волк.
Cлайд 14
«Слон и Моська». Увидевши Слона, ну на него метат(?)ся, И лаять, и визжать, и рват(?)ся; Ну так и лезет в драку с ним. «Соседка, перестань срамит(?)ся,- Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном возит(?)ся?
Cлайд 15
«Стрекоза и муравей». Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, Оглянут(?)ся (не) успела, как зима катит в глаза… Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собрат(?)ся с силой.
Cлайд 16
Творческое задание. Выписать глаголы и поставить их в неопределённую форму (на –тся или –ться). Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль,- говорит,- средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело». Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Cлайд 17
Выписать из басен И. Крылова 5 предложений с орфограммой «Правописание –тся и –ться в глаголах».