ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА в 9 – 11 классе собраны учителем МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Cлайд 2
Схемы предложений с прямой речью
Cлайд 3
Схемы предложений с прямой речью
Cлайд 4
Практическое задание Записать предложения, расставив недостающие знаки препинания. Русский язык необыкновенно богат утверждал В.Г.Белинский. И.С.Тургенев призывал своих современников Берегите наш язык наш прекрасный русский язык этот клад это достояние переданное нам нашими предшественниками.
Cлайд 5
Практическое задание 3. Русский язык в умелых руках и опытных устах говорил А.И.Куприн красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен. 4. Русский язык один из самых развитых и богатых языков мира утверждают российские ученые-лингвисты и добавляют Русский язык располагает большим запасом слов.
Cлайд 6
Сравните предложения «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»,- утверждал К.Г.Паустовский. К.Г.Паустовский утверждал, что для всего в русском языке есть огромное количество хороших слов.
Cлайд 7
Составим схему предложения К.Г.Паустовский утверждал, что для всего в русском языке есть огромное количество хороших слов. [ ], ( что ). Вывод: предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными предложениями.
Cлайд 8
Замените прямую речь косвенной Мама сказала: «Летом мы поедем в горы». Сын радостно закричал: «Папа приехал!» «Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды!» - сказала дочь матери.
Cлайд 9
Закончите предложение Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово… Приплыла к нему рыбка, спросила… Ей с поклоном старик отвечает… Расставьте знаки препинания при прямой речи. Объясните их постановку.
Cлайд 10
Замените прямую речь косвенной К.Г.Паустовский писал: «Языку мы учимся и должны учиться непременно до последних дней своей жизни». «Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать», - гласит народная мудрость. Федя посмотрел на облака и сказал: «Гроза будет!» «Хороший паренек?», - спросил капитан Енакиев.