ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Cлайд 2
Фонетические средства выразительности Благозвучие речи- такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Звучит в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья, И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль продышать своё стихотворенье. С.Маршак. Говорит словно реченька журчит.
Cлайд 3
Аллитерация – повторение одинаковых, созвучных согласных звуков Полночной порою в болотной тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши... №403
Cлайд 4
Ассонанс – повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. Аллитерация + ассонанс №401
Выразительные возможности словообразования №409- эпиграф. №405 - назвать ключевые строки Словесность у него распахана, засеяна живым зерном. Как понимать эти строки? «живым зерном» поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви.
Cлайд 7
№406 Какая мысль объединяет эти тексты? мысль о величии, широте родных русских просторов, о русском разудалом свободолюбивом характере, который, как и природа русская, подчас не признаёт никаких ограничений приём использования в приведённых поэтических отрывках многоприставочных глаголов помогает создать плавность, неторопливость, напевность звучания, и, таким образом, написать величественный образ русской природы, широких русских раздолий.
Cлайд 8
№407 приём повтора слов одной морфемной модели 1) на∩или (напылили – накопытили) 3) за∩ала(-и) (заполыхала, закричала, заплясали) 2) (под-неб-ес-н-ой – под-чердач-н-ой) использование в третьем отрывке глаголов с приставкой, обозначающей начало действия для создания яркого образа разворачивающегося народного гулянья, динамично набирающего размах: всё вокруг наполняется звуками (закричала, завздыхала, зазвенели), движением (заходили, заплясали, закружились), красками (заполыхала, зацвели).
Cлайд 9
№408 Проснувшись, крикнул маме я: - Прощай, моя Пижамия! Да здравствует Туфляндия!.. А мама мне в ответ: - По курсу - Свитерляндия! Шляпляндии - привет! - Ура Большой Пальтонии! Шарфанции - виват!.. А если вы не поняли, То я не виноват! Здравствуйте, хвостаствуйте! Как вы поживаствуйте? - Здравствуйте, мордаствуйте! Вы нас не кусаствуйте!.. Так говорил с хвостом щенок - И всё поймать его не мог! Михаил Яснов