Определение 5 класс Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №156» г. Казани Анисимова Наталья Анатольевна
Cлайд 2
Цели урока: Знать: определение понятия; способы выражения определения; роль определения в речи. Уметь: находить определения в предложении; употреблять его в речи.
Cлайд 3
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
Cлайд 4
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей, Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей…
Cлайд 5
Октябрь – 10-й месяц в году. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октея». Все они образуются от латинского «окто», что означает восемь. Почему же 10-й месяц в году называется «октябрь»?
Cлайд 6
Проверка домашнего задания. - Какие члены предложения составляют его основу? Устная синтаксическая минутка. Выделить основы предложений. Осень украсила листьями поляны. На тропинке лежат два красных листа осины. Мы любим гулять по осеннему лесу.
Cлайд 7
Игра «Кто быстрее? Далеко от (Р.п.) Охота на (В.п.) Преодолеть (В.п.) Опасаться (В.п.) Ласкать (В.п.) Непримирим к (Д.п.) Ехать на (П.п.) Находиться (Т.п.) Испугаться (Р.п.) Ездить (Т.п.)
Cлайд 8
Объяснение нового материала. Запишите предложения. Стоят последние дни осени. На синем небе висят белые облака. Предложения разберите по членам. Прилагательные выступают в роли определения, которое отвечает на вопрос Какой? Чей? - Прочитайте, исключив определения. Какой из текстов более точно и выразительно рисует картину осени? - Составьте рассказ об определении.
Cлайд 9
Закрепление Упр. 181 Упр. 182
Cлайд 10
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая лазурь На отдыхающее поле… Ф. И. Тютчев Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Выпишите из текста эпитеты вместе с определяемыми словами.
Cлайд 11
Отгадайте загадки. Найдите в них определения. По синему небу Белые гуси плывут.
Cлайд 12
Рыжий Егорка Упал в озёрко, Сам не утонул И воды не всколыхнул
Cлайд 13
Пусты поля, Мокнет земля, Дождь проливает, Когда это бывает?
Cлайд 14
Хорошо в …сеннем л…су! На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин. Тихо падают с б…рёз лёгкие листья. Ш…лестит под н…гами сухая л…ства. Запишите предложения. Подчеркните определения. Объяснить написание безударной гласной в корне слова.
Cлайд 15
Cлайд 16
Составьте предложение. - Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение жёлтые - Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень - Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр выстлала
Cлайд 17
- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение дороги - Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
Cлайд 18
Полминутки для шутки. Послушайте стихотворение В. Голяховского. В нём три слова созданы автором. Найдите эти слова. Как они образованы? Под ногами листопад Листья жёлтые лежат, Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребёнок.
Cлайд 19
Домашнее задание. Я так люблю осенний лес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Или в дождевой весёлый свист, Но, превратившись, возродится И возвратится в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Сказать: - Я был в лесу листом! Сказать: - Я был в лесу дождём!
Cлайд 20
Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Я осенний лист», «Я осенний дождь»
Используемые материалы А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995 Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. М. «Русское слово», 1999 Песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая» Музыка Вивальди «Времена года». Осень.