Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи Мадоу црр – д/с №113 г. Тюмени
Cлайд 2
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая - любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)
Cлайд 3
Нормы по развитию речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.
Cлайд 4
Нормы по становлению звуков речи В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. В период от года до трех лет усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. От 3 до 5 лет появляются более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч). До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. В период от 5 до 6 лет появляются самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л). Оптимальный возраст для коррекции и развития речи – дошкольное детство
Cлайд 5
Нарушения речи Нарушения звукопроизношения Нарушения голоса Нарушения темпа и ритма Нарушения грамматического строя речи Недоразвитие связной речи
Cлайд 6
Можно выделить некоторые виды дефектов речи: задержка речевого развития (ЗРР); общее недоразвитие речи (ОНР); фонетические и фонематические нарушения (ФиФН); дислалия; дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент); заикание и др.
Cлайд 7
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) ФФНР и ФНР Фонетико-фонематическоенедоразвитиеречи- это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Основные проявления: •· Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е.один и тот же звук может служить для ребенка заменителемдвух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка"; •· Замена одних звуков другими, имеющимиболее простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба"; •· Смешение звуков, т.е. неустойчивое употреблениецелого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старялстлагаетдошку";
Cлайд 8
ОНР - общее недоразвитие речи ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.
Cлайд 9
«Учимся говорить» Дополнительная услуга по коррекции речи Цели: Коррекционная (устранить, компенсировать дефекты речи) Образовательная (научить, как правильно) Оздоровительная (нормализация работы органов речи, мышц языка и т.д.) Воспитательная (бережное отношение к книге, ведение тетради – привитие учебных навыков)
Cлайд 10
Задачи логопедических занятий : коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста; формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
Cлайд 11
Основная задача заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Занятия по формированию звуковой стороны речи предусматривают следующую работу: отработка каждого звука ( к-кь, г-гь, к-г, т-ть, д-дь, т-д, ть-дь, к-кь – т-ть, х, к-кь – х-хь, в-вь, ф-фь, в-ф, б-бь, п-пь, б-бь – п-пь, ль-й, с-сь, з-зь, с-сь – з-зь, ц, ц-с, ш, ж, ш-ж, с-ш, з-ж, ч, ч-ть, ч-ш, щ, ч-щ, л-ль, р-рь, л-ль – р-рь). усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге; дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твер дости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш); овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп». автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях, текстах и стихах.
Cлайд 12
Нормативно-правовое обеспечение Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» Положение о логопункте в МАДОУ ЦРР – Д/с №113 г.Тюмени. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедичес-кого пункта общеобразовательного учреждения» Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Т.П.Бессонова. - М., АПКиППРО РФ, 2008.
Cлайд 13
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные (1-4 детей), подгрупповые (12-15 детей) и фронтальные занятия (25-30 детей). Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут 2 раза в неделю). Темы занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале, табеле, индивидуальных тетрадях для занятий.
Cлайд 14
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия с детьми проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МАДОУ ЦРР – Д/с №113 г.Тюмени. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 – 12 месяцев – с детьми, имеющими ФФН и ФФНР; до 2 лет - с детьми имеющими дизартрию, ОНР 3 уровня. Свыше 3 лет с детьми, страдающими ОНР 2 и 1 уровня, при обязательном сотрудничестве со специалистами: неврологом, психо-неврологом, психологом, психотерапевтом, сурдологом, олигофренопедагогом и др.
Cлайд 15
С 1 по 30 сентября отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в учебном году (нахождение контакта с ребёнком, обследование, диагностика и составление индивидуального плана работы с ребёнком) Занятия на логопедическом пункте проводятся с 1 октября . Новогодние каникулы с 1 по 10 января; С 15 по 31 мая - мониторинг: диагностика, обследование, итоги по усвоению курса занятий. С 1 июня повторение пройденного, продолжение автоматизации поставленных звуков, закрепление в устной речи и театрализованной деятельности. С 1 июля по 31 августа – летние каникулы. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Cлайд 16
Данные по коррекции звукопроизношения детей, обучавшихся по программе «Учимся говорить» в 1011-1012 уч.году Начало курса Окончание курса
Cлайд 17
Артикуляционная гимнастика
Cлайд 18
Cлайд 19
Логопедические технологии в развитии речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков Символизация (картинно-схематический план смысловой последовательности частей) Моделирование “Живые слова” Мнемотехника Речевые лексико-грамматическе игры
Cлайд 20
Символизация (картинно-схематический план смысловой последовательности частей)
Cлайд 21
Логопедические технологии
Cлайд 22
Логопедические технологии 3 2 1 4
Cлайд 23
Логопедические технологии Игры «Один – много», «Какой, из чего?» Игра «Назови ласково» Упражнение «Угадай по описанию» Упражнения «Тихо - громко», «Быстро- медленно», «Медведь и мышка», «Самолёт»- интонирование. «Фокус», «Футбол» – для развития длительного выдоха. «Грибок», «лошадка» – для растяжения подъязычной связки.
Cлайд 24
Логопедические технологии лакать миска котёнок из молоко Медведь Речка Карандаши
Cлайд 25
Логопедические технологии Медведь в речке мыл карандаши Медведь нашёл в речке карандаши Маша нарисовала карандашами медведя в речке Медведь плыл по речке как карандаш Медведь нарисовал карандашами речку
Cлайд 26
Логопедические технологии
Cлайд 27
Логопедические технологии Скажи наоборот светлый пушистый свежий яркий солнечный пустой мокрый бежит работает уходит залезает надевает открывает берёт
Cлайд 28
Спасибо за внимание!!! Материалы подготовлены: Учителем-логопедом МАДОУ ЦРР – Д/с №113 г.Тюмени Салдиной О.В.