Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным.
Cлайд 3
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Cлайд 4
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопосы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Cлайд 5
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!
Cлайд 6
Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указывалось в завещании, наследники должны были выполнить обязательно условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование? 1.Поставить статую, золотую пику держащую. 2.Поставить статую золотую, пику держащую. Первое толкование вполне устраивало наследников. Однако недруги настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников. Вопрос остался открытым.
Cлайд 7
Английский король Эдуард II (XIII век) восстановил против себя непосильными налогами подданных. Против него возник заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. Король был низложен и заключён в замок, в котором провёл 8 месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Всё зависело от того, как прочитать текст. Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая» запятая.
Девочка послал срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и в этот же день получила ответную телеграмму: «Быть дома нельзя идти в поход». Девочка так и не поняла, быть ли ей дома или отправиться в поход.
Cлайд 10
Точка – это сигнал: предложение закончилось. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или ручкой в бумагу… Оказывается глагол ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова: здесь чередуется О и нуль звука, К и Ч.
Cлайд 11
Исторически однокоренными являются также слова затыкать, ткать, приткнуть, соткать и др. К ним же относится слово сутки, которое осмысливалось как соединение дня и ночи (т.е. они сотканы; кроме приставки со- в древности имелась и приставка су-; она сохранилась в таких словах, как суглинок, сумерки, сумрак).
Cлайд 12
В современном русском языке имеются устойчивые сочетания, которые образованы со словом точка: в самую точку попасть; точка в точку; дойти до точки; ставить точку; ставить точки над и (это выражение появилось тогда, когда в русской азбуке была буква i – «и», отменённая реформой 1918г.); точка опоры (великий древнегреческий математик и механик Архимед Сиракузский, установив законы рычага, гордо произнёс: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю»).
Cлайд 13
В день выхода в свет своей новой книги Виктор Гюго, желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю открытку, на которой стоял только «?» - вопросительный знак. Издатель не ударил в грязь лицом и ответил не менее коротко: «!» Почему издатель и Гюго поняли друг друга?
Cлайд 14
Как меняется смысл этих предложений в зависимости от знака препинания? 1.У нас один путь – к победе. У нас один путь к победе. 2.Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку. Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку. 3. Мальчик, верно, меня понял. Мальчик верно меня понял.
Cлайд 15
До введения в России книгопечатания в рукописных текстах знаков препинания было мало, они ставились сравнительно редко. В печатных же текстах сразу стали употребляться почти все те знаки, какие имеются в настоящее время, и ставились они по определённым правилам. Постановка знаков препинания первоначально бала делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст. Действующая в настоящее время система русской пунктуации сложилась в 18 веке.
Cлайд 16
М.В.Ломоносов не только излагает пунктуационные правила, но и формулирует тот принцип, на котором основываются эти правила: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам». Это означает, что в основе употребления знаков препинания должна лежать смысловая сторона речи.