Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. Презентация урока развития речи в 6 классе. Составила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 92» г. Кемерово Цапкина Б.С.
Cлайд 2
Ответь на вопрос: Чем отличается сочинение-рассуждение от других типов речи? Какому типу текстов соответствует каждая из представленных в таблице схем?
Cлайд 3
Общее впечатление о предмете. Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Вывод. Начало события. Продолжение события. Конец события.
Cлайд 4
Описание Рассуждение Повествование Общее впечатление о предмете. Признаки предмета. Тезис. Доказательства Вывод. Начало события. Развитие события. Конец события.
Cлайд 5
Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. Например, тема взаимоотношений родителей и детей.
Cлайд 6
Скажите: Возникают ли у вас проблемы в отношениях с родителями? Часто ли родители бывают вами недовольны? Из-за чего? На чьей стороне, по-вашему, бывает правда в таких ситуациях?
Cлайд 7
Посмотрите видеосюжет и прокомментируйте его. Комментарий к слайду (для учителя): для просмотра видеосюжета нажмите гиперссылку)
Cлайд 8
Выбери заголовок или придумай свой: Кто прав? Почему произошёл конфликт? Так себя вести нельзя! Делу время – потехе час. Кончил дело – гуляй смело!
Cлайд 9
Составь план своей работы I. II. Мальчик не прав. 1) 2) 3) III. Вывод. II. Мама не во всём права. 1) 2) 3) III. Вывод.
Cлайд 10
Подумайте: Что должно быть в пункте I? О чём надо рассказать во вступлении? Какой тип речи будет во вступлении? Как строится повествование?
Cлайд 11
Композиция повествования: 1. Начало события. 2. Развитие события. 3. Конец события. Мама пришла с работы и видит, что сын не сделал уроки, не убрал комнату, а сам играет в компьютерную игру. Мама стала ругать сына. Мама и сын поссорились.
Cлайд 12
Составь план своей работы. I. Вступление. Конфликт между мамой и сыном. II. Тезис. Мальчик не прав. 1) 2) 3) III. Вывод. II. Тезис. Мама не во всём права. 1) 2) 3) III. Вывод.
Cлайд 13
Подумайте: С какого предложения вы начнёте работу? Можно ли начать так: «Мама пришла с работы, а сын…»
Cлайд 14
Подсказка. Можно начать так: Родители и дети… Как часто между ними происходят конфликты! Рассмотрим такую ситуацию…
Cлайд 15
Повторим средства связи частей рассуждения. Тезис. Докажем это. Это можно доказать так. Почему? И вот почему. II. Доказательства. Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Например,… Допустим, что… III. Вывод. Обобщим всё сказанное. Таким образом,… Следовательно,…
Cлайд 16
О чём ещё надо помнить, чтобы сочинение получилось хорошим?
Cлайд 17
Памятка. Как писать сочинение-рассуждение? Тезис можно сформулировать в форме вопроса, можно повторить формулировку темы, в качестве тезиса можно взять цитату. Рассуждение пишется от 1-ого лица. В доказательство лучше ввести слова и выражения типа «я считаю», «по моему мнению», «я думаю». Тогда рассуждение из общего превратится в личное. Вводные слова «пожалуй», «наверное», «может быть» и другие сделают ваш текст «помягче», и ваше мнение не будет высказано категорично. Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Однако сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершён.
Cлайд 18
Этапы работы: План Черновик Редактирование Проверка Помощь (если надо) Чистовик Желаю успеха!