Логопедическое занятие на тему: «Звуки [р]-[ р,], буква р» Автор: Трофимова Лариса Александровна Преподаватель уроков логопедии ГБОУ «Плоскошская специальная коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии»
Cлайд 2
Логопедические упражнения «Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны- От краев и до десны.
Cлайд 3
«Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны- От краев и до десны.
Cлайд 4
«Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па, па-па-па». А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па,па-па-па.»
Cлайд 5
«Лопаточка» Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок.
Cлайд 6
«Трубочка» Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом вперед, Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.
Cлайд 7
«Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Cлайд 8
«Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна Ходит «горка» влево вправо, Чистит зубки очень браво.
Cлайд 9
«Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. Влево – вправо кончик ходит, Будто места не находит.
Cлайд 10
«Гармошка» На гармошке чтоб сыграть, Нужно челюсть опускать, Язычок не отрываем, Очень здорово играем.
Cлайд 11
Произнеси звук «Р» длительно на одном выдохе: р – р – р – р –р - р.
Cлайд 12
Рассмотри букву «Р», нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.
Назови, что изображено на картинках. С какого звука начинаются слова?
Cлайд 19
Назови картинки и скажи, есть ли в названиях звук «Р», и где он спрятался: в середине, в конце, или в начале слова?
Cлайд 20
Прочитай и найди лишнее слово в каждом столбике Ручка карандаш парта краски помидор винегрет огурец укроп персик абрикос виноград морковь воробей рысь ворона сорока Почему ты выбрал именно это слово? Почему ты выбрал именно это слово?
Рассмотри и назови картинки Скажи, какой звук встречается в названии всех этих предметов? Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя?
Cлайд 23
тигр чирикает сверчок красит ворона рычит ручей каркает виноград журчит маляр стрекочет воробей зреет Прочитай, подумай и подбери к словам из правого столбика подходящие по смыслу слова из левого:
Cлайд 24
Соедини слоги так, чтобы получились слова ра но га та ре ро па ка Рано, нора, река, нога, рога, тара, пара, репа, карета, регата.
Cлайд 25
Прочитай и назови Вместо многоточий вставляй слово, обозначающее предмет на картинке Кира и Шура отправились с мамой на прогулку. Мама купила детям воздушные … . У Киры розовый …, а у Шуры … оранжевый. На розовом … нарисована рыбка, а на оранжевом – грибок. Какие чудесные у ребята!
Cлайд 26
Игра «Отгадай загадку, доскажи словечко» Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … Ры – ры - ры - у мальчиков шары
Cлайд 27
Ор – ор - ор - созрел красный помидор Красный, детки, но не мак. В огороде - не бурак. Сочный лакомый синьор. Угадали?
Cлайд 28
Ра – ра - ра – на улице жара С утра мы бегаем по полю… Набегались, конечно, вволю. К тому же, наш футбольный мяч, Вдруг стал, как Колобок, горяч. Уже – двенадцать, в тень пора, На солнце страшная … (ЖАРА).
Cлайд 29
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Усядемся на пригорке и расскажем скороговорки. Перепелка перепелят прятала от ребят. Скороговорки