ОРЛОВА Любовь Владимировна ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИЯ ВНУШЕННЫХ ДЕТСКИХ СТРАХОВ Москва – 2012
Cлайд 2
Некоторые важные определения Страх – базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существовании. Страх – выражение и результат конкретизации (опредмечивания) неопределенной угрозы (на полюсе объекта) и неопределенной тревоги (на полюсе субъекта). Внушенный страх – результат усвоения чужого опыта под влиянием суггестии.
Cлайд 3
Иерархическая трехуровневая типология страхов
Cлайд 4
Схема возникновения внушенных страхов
Cлайд 5
Детерминанты и следствия внушенных страхов .
Cлайд 6
Схема взаимодействия родителя, ребенка и психолога
Cлайд 7
Основные характеристики суггестии и контрсуггестии 1 2 3 СУГГЕСТИЯ КОНТРСУГГЕСТИЯ вера в значимого другого; самопознание, самопонимание; авторитарный стиль общения; либерально-демократический стиль общения; отношения подчинения; самоконтроль и саморегуляция психических состояний; ограничение деятельности и поведения; способ самораскрытия; контроль, регуляция поведения; сознательность поведения, разумность восприятия; пересекающиеся и скрытые транзакции; параллельные транзакции; жесткие директивные инструкции, сильные невербальные стимулы; произвольное и личностное содержание; «пристройка сверху»; «пристройка сбоку»; самоуверенно-агрессивная позиция контролирующего Родителя; позиция принимающего Взрослого психотерапевта; властные, повелительные интонации взрослого; самостоятельность, свобода; бессознательное принятие и прочное усвоение ребенком содержания, внушаемого взрослым; сознательное принятие ребенком содержания; некритическое усвоение внушенного содержания; критическое восприятие, осмысление актуальной ситуации; эмоциональное заражение (контагиозность); самостоятельность экспрессии; иррадиация эмоционального фона, настроения; устойчивость эмоционального фона; не стимулирует раскрытие индивидуальности ребенка; стимулирует раскрытие индивидуальности ребенка; совокупность внушенных установок и состояний; совокупность внутренних установок и состояний; не сознательность, не критичность восприятия; сознательность и критичность восприятия.
Cлайд 8
Контрсуггестивные особенности игровой и арт-терапевтической коррекции 1 2 3 Игровая коррекция Арт-терапевтическая коррекция тенденция к авторитарному стилю общения; либерально-демократический стиль общения; давление, контроль; самоконтроль и саморегуляция психических состояний; регуляция поведения; сознательность поведения, разумность восприятия; внешнее возбуждение с последующим внутренним возбуждением, активная двигательная часть, переходящая в отреагирование (катарсис); активная внутренняя мыслительная работа с внешней пассивной или расслабляющей, т.е. внутреннее напряжение сменяется внешним торможением; средство – слово, речь суггестора; средство – развитие внутренних переживаний, самораскрытие, самопринятие, самоуправление; коллективная деятельность; групповая работа с сохранением индивидуального характера их деятельности; выражение психического состояния, основанного на инструкции и выполнении задания; самоконтроль и саморегуляцию психических состояний (концентрация внимания на образе страха в процессе рисования, приемы релаксации и расслабления); наведение, индукция; директивный характер, модель научения и воспроизведения; недирективный характер; модель самоопределения и самопринятия; экстровертированна, публична, разыгрывание сюжета, вербализация; интровертированна; менее публична; демонстрация поведения на сенсомоторном уровне; самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание; непосредственное участие взрослого в проигрывании определенных эпизодов; отношения ребенка и психолога опосредуются изобразительной деятельностью и отражают процесс художественной экспрессии; стрессогенная ситуация, воссоздающая травмирующие события; выражение своих внутренних конфликтов в символической форме, постепенное осознание и вербализация; преодоление страха на физическом уровне; осознание страха, его источника и понимание; эмоциональное заражение; собственность экспрессии; разрешение эмоционального и двигательного напряжения; свободное самовыражение и самопознание, «инсайт-ориентация».
Cлайд 9
Диагностика страхов у родителей Выраженность страхов у родителей: опросник «Опасения и страхи взрослых» (А.И. Захаров) 1 – «медицинские» страхи; 2 – страхи, причинения физического ущерба; 3 – страх смерти; 4 – опасения по поводу ребенка; 5 – социально-опосредованные страхи; 6 – проективные, временные страхи.
Cлайд 10
Диагностика страхов у родителей Уровни страха у родителей в трех группах риска и в норме, %% Испытуемые Уровни Группы риска Высокий МАТЕРИ Средний Низкий Высокий ОТЦЫ Средний Низкий 1. Неполная семья 40 - - - - - 2. «Пожилые» родители 56 9 - - 18 14 3. Единственный ребенок 55 3 - - 14 6 Норма - 1 - - 14 36
Cлайд 11
Первичная диагностика страхов у дошкольников Выраженность страхов у дошкольников: авторский опросник детских страхов Наиболее выраженные страхи: смерти (96%), животных (81%), причинения физического ущерба (69%), социальных санкций (71%); сказочных персонажей (63%). Уровни выраженности страхов: низкий уровень (1%); средний уровень (34%); высокий уровень (65%).
Cлайд 12
. Выраженность страхов у дошкольников двух групп: 1 группа – дошкольники с внушенными страхами и 2 группа – дошкольники с не внушенными страхами 1 - «медицинские страхи»; 2 - причинение физического ущерба; 3 - страхи смерти; 4 - страхи животных; 5 - страхи сказочных персонажей; 6 - страхи, связанные со сном, темнотой; 7 -социально-опосредованные страхи; 8 - пространственные страхи; 9 - проективные, временные страхи. Диагностика страхов у дошкольников
Cлайд 13
Сопоставление выраженности страхов и тревожности у дошкольников Выраженность страхов и тревожности у дошкольников, %%
Cлайд 14
Комплекс коррекционных занятий с использованием упражнений игровой терапии Сочинение историй (например, сказка по кругу; моделирование конфликтной ситуации и объективирование вариантов ее разрешения) Драматизация истории на заданную тему Рефлексивный анализ, обсуждение Экспрессивное (пантомимическое, психогимнастическое) упражнение
Cлайд 15
Комплекс коррекционных занятий с использованием упражнений арт-терапии Подготовительный настрой «Разогрев» (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения) Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком) Индивидуальная работа (рисунок, поделка) Драматизация, обсуждение Коллективная работа Заключение (рефлексия)
Cлайд 16
Повторная диагностика страхов у дошкольников Динамика снижения страхов у дошкольников с внушенными страхами и не внушенными страхами с помощью игровой коррекции
Cлайд 17
. Динамика снижения страхов у дошкольников с внушенными страхами и не внушенными страхами с помощью арт-терапевтической коррекции Повторная диагностика страхов у дошкольников