Исследовательская деятельность младших школьников Инновации в начальной школе
Cлайд 2
А.Н.Колмогоров Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе»
Cлайд 3
Цель работы учителя начальной школы: Создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.
Cлайд 4
Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся Первый этап- тренировочные занятия с классом (знакомство первоклассников с техникой проведения исследования). Начиная со 2 класса- формирование умений видеть проблемы и поиска их решений (методы исследования): -выдвижение гипотезы; -вопросы по проблеме; -определение понятий (загадки); -сравнение; -обобщение; -классификация( например, игра «Четвертый лишний»; -наблюдение (сравнение парных картинок); -эксперимент; -умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
Cлайд 5
Над чем работать? Умения организационного характера. Умения и знания исследовательского характера. Умение работать с информацией. Умение представить результат своей работы.
Cлайд 6
Первый блок умений Умения организационного характера Организация рабочего места. Планирование работы.
Cлайд 7
Второй блок умений Умения и знания исследовательского характера Выбор темы исследования: Целеполагание; Определение структуры исследования; Методы исследования; Общелогические методы; Поиск информации.
Cлайд 8
Третий блок умений Умение работать с информацией Структурирование информации. Выделение главного. Представление в различных формах.
Cлайд 9
Четвёртый блок умений Умение представить результат Формы представления. Требования к докладу. Требования к речи докладчика.
Cлайд 10
Средства Проблемное, частично-поисковое, эвристическое обучение под руководством учителя. Урок-исследование. Исследование, проектирование.
Cлайд 11
Виды исследований По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По месту проведения: урочные, внеурочные. По времени: кратковременные или долговременные. По теме: предметные или свободные.
Cлайд 12
Исследования Фантастические- ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов явлений; Эмпирические- проведение собственных экспериментов; Теоретические- ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.
Cлайд 13
Общие направления исследований Живая природа Земля Вселенная Человек Общество Культура Наука Техника Экономика Фантастика
Cлайд 14
Защита- венец исследования и один из главных этапов начинающего исследователя О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично.
Cлайд 15
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: классифицировать; обобщать; отбирать все возможные варианты решения; переключаться с одного поиска решения на другое; составлять программу действий по своей работе; рассматривать объект с различных точек зрения; сравнивать различные объекты и их совокупности; составлять задания по предложенной теме; проводить самоконтроль.
Cлайд 16
Вывод Исследовательская тактика ребенка- это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Cлайд 17
Растения «Окружающий мир» 2 класс
Cлайд 18
Цели 1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Растения». 2 Содействовать организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «травы», «кустарники», «деревья». 3.Создать условия для самостоятельного применения детьми знаний в окружающем мире, развития аналитических способностей. 4.Способствовать формированию умения работать в группах.
Cлайд 19
Основополагающий вопрос Как растения гуляют по свету? Проблемные вопросы: 1.Как живут растения? 2. Кого берут растения в помощники? 3. Какие этажи выбирают растения?
Cлайд 20
Структура проекта Творческие группы Растительная анатомия Путешествие по белу свету Давай познакомимся корень плод цветок листья стебель травы кустарники деревья вода Живот- ные ветер
Cлайд 21
Давай познакомимся Творческая группа №1 Выдвинута следующая гипотеза: Вероятно, в разных ярусах леса растут разные по росту растения: вверх тянутся самые сильные – деревья, внизу находятся самые маленькие, слабые, нежные растения – травы, между ними, в среднем ярусе распо-лагаются кустарники. Подтверждения этой гипотезы дети находят в наблюдениях во время экскурсии.
Cлайд 22
Растительная анатомия Творческая группа №2 Выдвинута следующая гипотеза: Вероятно, все растения имеют корень, стебель(у деревьев – ствол, у трав – стебелёк), листья, многие растения цветут и имеют плоды. Рассматривая растения, изучая их, дети подтверждают гипотезу об одинаковом строении растений.
Cлайд 23
Путешествие по белу свету Творческая группа №3 Выдвинута следующая гипотеза: Вероятно, вода, ветер, животные, человек – это помощники растений в путешествии по земному шару. Дети в процессе наблюдений и опытов во время экскурсий обнаруживают подтверждение этим фактам.
Cлайд 24
Давай познакомимся (ярусы леса) Как живут растения в лесу
Гипотеза и аргументы Наверно, в разных ярусах леса растут разные растения. Внизу самые маленькие - травы. В среднем ярусе -кустарники, они побольше. В верхнем ярусе- деревья, они большие.
Cлайд 27
Ход исследования 1.Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать. 2.Рассматривание картинок: различение растений по их характерным свойствам. 3.Нарисуем сами: что мы узнали и чему научились.
Cлайд 28
Прогулка по лесу У деревьев есть ствол, он толстый, крепкий, держит всю крону. У кустарников из земли выходят много толстых веток - стволиков. У трав зеленые стебли, стебель - соломинка, а ствола нет.
Cлайд 29
Рассматривая картинки: деревья, кустарники, травы. По картинке не всегда можно узнать, где большое дерево, где маленькое. Величина растений определяет их место в ярусе.
Cлайд 30
Нарисуем сами
Cлайд 31
Результаты исследования О траве: стебли тоненькие, нет ствола, поэтому она располагается в первом ярусе. О кустарниках: у кустарников много толстых стволиков, они невысокие ,поэтому находятся в среднем ярусе. О деревьях: у деревьев толстый крепкий ствол, он держит всю крону, деревья высокие ,поэтому занимают верхний ярус.
Cлайд 32
Выводы. Ствол , крона, стебель, листья- это характерные признаки разных растений, по ним мы узнаем деревья , кустарники, траву. Три яруса растений в лесу образуются благодаря разным видам растений.
Cлайд 33
Плотность участия учащихся в уроке. Традиционный урок На уроке отвечают 5-6 человек. Урок по проектной методике В ходе подготовки проекта создано 3 группы по 6 человек – 18 учащихся. Таким образом, урок, проведенный по проектной методике, позволяет включить в учебный процесс всех учащихся.
Cлайд 34
План проведения проекта Обсуждение темы урока, его структуры, состава и форм работы творческих групп. 1 час Промежуточный контроль и консультация. в течении урока. Поиск материалов и исследование на экскурсии 30 мин. Внеклассная работа - оформление результатов с помощью взрослых 3 дня по 15 мин. Защита итоговых работ. 1 час. Итого 3 часа 15 мин.
Cлайд 35
Вывод: проектная методика повышает интерес к учебе стимулирует исследовательские навыки учащихся меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.
Cлайд 36
Учебный проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении. Побольше дела, поменьше «барабанного боя» Крупская Н.К.