воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью. Проще: фабула — что происходит и почему (из-за чего) происходит художественно построенное распределение событий» (Б. В. Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла. Проще: сюжет — как мы об этом узнаём. Фабула Сюжет
Cлайд 3
Гл.11- история Ч. Гл.1-приезд Ч. в губернский город Гл.2- Ч. у Манилова Гл.3- Ч. У Коробочки Гл.4 – Ч. у Ноздрёва Гл.5- Ч.у Собакевича Гл.6- Ч. у Плюшкина Гл.7- возвращение в город, размышления о купленных крестьянах Гл.8- Ч. в торговой палате, обсуждение покупки городом Гл.9- слухи о Ч Гл.11- Отъезд из города Гл.1-приезд Ч. в губернский город(+лир.отст. О толстых и тонких) Гл.2- Ч. у Манилова Гл.3- Ч. У Коробочки Гл.4 – Ч. у Ноздрёва Гл.5- Ч.у Собакевича(+ЛО о бойком русском слове) Гл.6- Ч. у Плюшкина(+ЛО о юности) Гл.7- возвращение в город, размышления о купленных крестьянах(+ЛО о двух типах писателей+ЛО о русском мужике) Гл.8- Ч. в торговой палате, обсуждение покупки городом.(+ЛО о чинах и сословиях) Гл.9- слухи о Ч.(+ЛО о человеческих заблуждениях) Гл.10-Повесть о капитане Копейкине./вставной эпизод/ Гл.11- Отъезд из города, история Ч.(+ЛО «Русь-тройка»)+ притча о Кифе Мокиевиче и Мокие Кофовиче Фабула Сюжет
Cлайд 4
Компоненты сюжета Функция Обязательные Завязка Событие, знаменующее начало развития действия, “завязывание” либо обострение конфликта в эпическом и драматическом произведениях Развитие действия Эпизоды, повествующие о перипетиях героев и обострении конфликта, которое подготавливает наступление кульминации Кульмина-ция Момент наивысшего напряжения действия в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества Развязка Заключительный момент в развитии конфликта или интриги драматического или эпического произведения, момент окончания действия или завершения конфликта между персонажами
Cлайд 5
Дополнительные Пролог Вступительная часть литературного произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному действию (сюжету) Предисловие - этот элемент не связан непосредственно с сюжетом пьесы. Это место, где автор может выразить свое отношение, это демонстрация идей автора. (автор может поразмышлять о том, какие страсти, проблемы и болезни заставили его обратиться к данной теме.) Экспозиция Компонент сюжета, изображающий жизнь персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и развертыванию конфликта( знакомство Ч. с городом) Предысто-рия Сообщение читателю о далеком прошлом героя и истории формирования его характера(гл.11) Эпилог Заключительный компонент произведения, финал, отделенный от действия, развернутого в основной части текста
Cлайд 6
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИЧНЫ, ОНИ НЕ ПРОДВИГАЮТ ДЕЙСТВИЕ ВПЕРЁД, НИЧЕГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ, ГЕРОИ ОСТАЮТСЯ В ПРЕЖНИХ ПОЛОЖЕНИЯХ. Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: - авторские отступления( более или менее развёрнутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического характера. Такие высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там всё-таки появляются, они играют важнейшую роль, потому что помогают читателю понять мысль писателя), - описание (это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей) или устойчивого жизненного уклада, тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день, поэтому и не имеют отношения к движению сюжета. Описание – самый распространённый вид внесюжетных элементов), - вставные эпизоды (новеллы, сюжеты)- относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое время и место..
Cлайд 7
Среди многообразия сюжетов принято выделять три основные разновидности: концентрические, разворачивающиеся вокруг одного конфликта и подчинённые причинно-следственным отношениям («Ревизор» Н. В. Гоголя, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отчаяние» В. В. Набокова), хроникальные – с преобладанием временной соотнесённости между событиями (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «В поисках утраченного времени» М. Пруста) и многолинейные, в которых параллельно развёртывается несколько событийных линий, время от времени пересекающихся друг с другом («Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Три сестры» А. П. Чехова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М А. Булгакова)
Cлайд 8
Существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста-см «Мёртвые души»); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия-см «Отцы и дети»), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). Пример зеркальной симметрии – роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает её; потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его.