МБОУ СОШ № 19 ст. Ладожская Усть-Лабинский район Краснодарский край Русский язык Из опыта работы учителя начальных классов Колесниковой Т. Н.
Cлайд 2
Словарно- орфографическая работа Работа со словарными словами может быть проведена на любом этапе урока: - в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников; - в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума; - в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания..
Cлайд 3
Основные этапы в работе со словарным словом. I этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова: а) чтение загадки, отгадывание её учащимися; б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь; в) рассматривание предметной картинки; г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима. II этап. Работа над слуховым образом словарного слова. III этап. Запись слова с «окошком»: м дведь.
Cлайд 4
IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова. Этимологическая справка ДЕРЕВНЯ – небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья , а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней. ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВО = место, очищенное от деревьев. ДЕРЕВО – ДЕРУ = то, что дёргают из земли, очищая её. Места не хватало, приходилось расчищать участки леса – вырубать, драть целину. Так возникли деревни. (По М. Рабиновичу)
Cлайд 5
Виды и формы работы над словарными словами Создание ассоциативного образа слова. Например: слово «ЯГОДА» МАЛИНА ЗЕМЛЯНИКА ЧЕРНИКА РЯБИНА ЯГ ДА
Cлайд 6
ц Мнемонические приёмы Ребусы. з фо ри Л = П
Cлайд 7
Кроссворд «Кораблик»
Cлайд 8
Кроссворд «Кораблик» По горизонтали. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. (Орех) 2. Шла Саша по … и сосала сушку. (Шоссе) 3. Вот … тучи нагоняя … (север). 4. Название места, где кто-либо живёт, надпись на письме. (Адрес) 5. Большие дети, берите … (билетик).
Cлайд 9
Кроссворд «Кораблик» По вертикали. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами.(Овёс) 3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: кабы вырваться на свет. (Семена) 6. Честь … береги свято. (Солдата) 7. Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб)
Cлайд 10
Кроссворд «Кораблик»
Cлайд 11
Приём замены развёрнутого определения одним словом Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе (класс); дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея); учащийся средней школы (ученик); длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал) и т. д.
Cлайд 12
Стихи-опоры и рифмы-подсказки ПЛАТЬЕ ЗАКАТ Пальто, платье и платок Запах, запад и закат Буквой «А» пиши, дружок! Пишем, дети, с буквой «А». Не забудь про сапоги! «А» да «О» им не враги! А вы знаете, что СО? Что за «ЛИ»? А вы знаете, что БА? Что за «МОН»? А вы знаете, что КИ? В звуках нету смысла. Что СОБАКИ-пустолайки Но едва шепнут: Научилися летать? - ЛИМОН…- Д. Хармс Сразу станет кисло. Г. Сапгир
Cлайд 13
СЛОВО Лексическое значение Грамма тические признаки Морфемный состав Произношение Написание
Словообразовательные упражнения со словарными словами Игра «Собери слово». Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово, однокоренное со словом «КРАСИВЫЙ». Приставка, как в слове «ПОШЁЛ». Суффикс, как в слове «БЕРЁЗКА». Окончание, как в слове «ПЕЧКА». Ответ: ПОКРАСКА
Cлайд 19
Морфологические упражнения со словарными словами Выпишите из словаря пять существительных, пять прилагательных, пять глаголов. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных. Воробей (какой?) … , корова (какая?) … , газете (какой?) … . Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж сущ. Машина остановилась … (дом). Ребята читают книги … (космонавт). Заяц быстро бежал … (лес).
Синтаксические упражнения Саша отсадил от цветка отросток. Шофёр подлез под машину. Огромная туча надвинулась на солнце. Нина побежала вперёд по тропинке. Ветер сорвал крышу с сарая. На озере зацвели лилии. ОТЛИЧНО!
Cлайд 22
Упражнения лексического характера Выпиши из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Домашние животные» и т. д. Игра «Найди лишнее слово». В каждой строке найдите лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова? Капуста, помидор, огурец, яблоко. Четверг, вторник, октябрь, суббота. Корова, сорока, молоко, воробей.
Cлайд 23
Упражнения-наблюдения за многозначностью и омонимичностью словарных слов, их прямым и переносным значением, антонимами и синонимами. Осенью дует … ветер. … ветер гуляет на просторе. … ветер гонит стаи туч на край земли. Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный. С оставшимися словами из справок составьте свои предложения.
Cлайд 24
Упражнения-наблюдения над фразеологизмами Замените данные слова и сочетания слов подходящими устойчивыми выражениями: обмануть; неизвестно когда; свободный для транспорта путь; очень давно; очень быстро; очень много; сильно ругать; перестать говорить. Слова для справок: зелёная улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, после дождичка в четверг, при царе Горохе, разделать под орех, проглотить язык, прокатиться с ветерком.
Cлайд 25
Упражнения с использованием пословиц
Cлайд 26
Упражнения с использованием пословиц
Cлайд 27
Фрагмент урока по ознакомлению со словарным словом «берёза».
Cлайд 28
Фрагмент урока по ознакомлению со словарным словом «берёза». Б рёза
Cлайд 29
Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы. Сделанный из б..рёзы - …(берёзовый). Б..рёзовый лес - …(березняк). Гриб, который растёт под б..рёзой – (подберёзовик).
Cлайд 30
Устойчивое высказывание (фразеологизм) Дать берёзовой каши.
Cлайд 31
Фрагмент урока по закреплению словарного слова «собака» (после знакомства с новым словом «собака»).
Cлайд 32
Ошибки в письменной речи приводят к ошибкам в поступках и действиях, так как небрежное отношение к языку порождает небрежное отношение ко всему, что окружает маленького человека.