Современный урок музыки Инновационные формы работы на уроках музыки Работу выполнила учитель музыки МОУ СОШ №91 Ленинского района г.Нижнего Новгорода Шибарова Марина Владимировна Нижний Новгород 2011 г
Cлайд 2
Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.А.Сухомлинский.
Cлайд 3
ЦЕЛЬ современного музыкального школьного образования: «Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры»
Cлайд 4
ЗАДАЧИ современного музыкального школьного образования: развитие сознания, музыкального мышления детей; развитие эмоциональной сферы обучающихся; развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.
Cлайд 5
ПРОБЛЕМЫ современного музыкального школьного образования: использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства; внедрение новых образовательных технологий; использование инновационных форм работы; использование современных методов музыкального воспитания; использование принципов художественной дидактики.
Cлайд 6
Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Cлайд 7
Тема раздела: Сказка в опере и балете (3 класс)
Cлайд 8
Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи: Образовательная - вооружить учащихся системой музыкальных знаний умений и навыков. Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы. Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Cлайд 9
Психолого-педагогические особенности учащихся: По характеру учебной мотивации У учащихся класса преобладает эмоциональная и познавательная мотивация в обучении По сформи-рованности навыков учебной деятельности У большинства учащихся наблюдается высокий уровень сформированности учебных навыков. Они в основном понимают содержание материала, способны к самостоятельному анализу, и исправлению ошибок.
Cлайд 10
Особенности эмоционального восприятия Ученики эмоционально правильно принимают материал в полном объеме , способны анализировать музыкальный материал, а также самостоятельно разбирают его гармоническую структуру и способы развития мелодии По уровню волевого развития и концентрации внимания В целом учащиеся могут быть охарактеризованы, как класс с высокой степенью работоспособности. У большинства учащихся хорошо развито произвольное внимание, быстрое включение в работу.
Cлайд 11
По особенностям поведения в процессе учебной деятельности Практически все учащиеся способны регулировать свое поведение на основе требований учителя. Но есть учащиеся нуждающиеся в дополнительной эмоциональной мотивации со стороны учителя. Отличительной особенностью данного класса является интерес к изобразительности в музыке. Они внимательно слушают, а также активно участвуют в обсуждении музыкальных фрагментов.
Cлайд 12
Ожидаемые результаты освоения программы: Овладение школьниками системой музыкально-теоретических знаний, умений; Формирование у школьников художественно-эстетического вкуса, любви к музыке; Умение анализировать музыкальный материал; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Cлайд 13
Инновационные формы работы на уроках музыки: Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частичнопоисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность) Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами) Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов) Технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)
Cлайд 14
Типы уроков: Уроки овладения новыми знаниями Уроки формирования и усвоения умений и навыков Уроки обобщений и систематизации знаний Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины Комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач
Cлайд 15
Методы обучения: Методы передачи учебной информации: Словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение и т.д.) Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.) Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности Методы освоения учениками нового материала: Иллюстративно-объяснительные Репродуктивные Проблемного изложения Частично-поисковые Исследовательские и т.д. Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.) Методы характеризующие мыслительные операции: Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному) Традуктивные (не меняя уровня обобщения)
Cлайд 16
Методы обучения: Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования мотивов интереса к учению: Познавательные игры Учебные дискуссии Неожиданность Занимательность Создание ситуаций новизны, успеха Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности: Убеждение Требование Приучение Поощрение Методы музыкального воспитания: Метод интонационно-стилевого постижения музыки Метод сравнительного анализа Метод эмоциональной драматургии Проблемно-поисковый метод
Cлайд 17
Методы обучения: Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности Устные или письменные Фронтальные, групповые, индивидуальные Итоговые или текущие С применением компьютеров и других ТСО или без них
Cлайд 18
Методы активизации обучающихся на уроках музыки: Пение Импровизация Голосовые игры Речевые упражнения Словесное высказывание о музыке Интересный подбор музыкального материала Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д. Создание рисунков, раскрашивание Графическая звукозапись Движение: дирижирование, ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д. Инсценирование Игра на музыкальных инструментах
Cлайд 19
Принципы художественной дидактики: Увеличение объема репертуара Увеличение теоретической емкости урока Насыщенность урока музыкальным звучанием Отход от репродуктивного уровня к творческому Принцип эмоционально-ценностного развития
Cлайд 20
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная Групповая Индивидуальная
Cлайд 21
Система знаний и умений: Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл); Знания о составе симфонического оркестра; Знание о многообразии тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра; Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра; Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.); Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основе музыки.
Cлайд 22
Тематическое планирование по разделу:
Cлайд 23
Пример урока (3 класс): Тип урока: комбинированный Тема урока: путешествие в музыкальный театр. Сказка и балет. 14.10.2010 Цель урока: развитие активного осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров.
Cлайд 24
Задачи урока: Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И. Чайковского. Воспитательные: воспитывать мир чувств ребенка, его эмоциональную чуткость. Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.
Cлайд 25
Оборудование и материалы: Проектор Экран Компьютер Музыкальный центр, диски Фортепиано Цветные карточки Портреты композиторов Иллюстрации к сказкам Пример афиши Слайды
Cлайд 26
Марш Вальс цветов Испанский танец Демонстрационные материалы:
Этапы урока: Погружение в атмосферу сказки: исполнение песни «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского Закрепление пройденного материала: Игра «Угадай-ка» по отрывкам балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, показ слайдов. В результате игры переход к новой теме. Обобщение знаний о творчестве П.И. Чайковского. Краткое знакомство с содержанием балета «Лебединое озеро». Слушание и анализ музыкальных отрывков: «Тема лебедей», «Танец маленьких лебедей».
Cлайд 29
Музыкальная физминутка. Сравнительный анализ «Темы лебедя» во втором действии третьей картины, на основе видеоролика из м/ф «Барби. Лебединое озеро». Рефлексия. Домашнее задание: создать афишу к балету «Лебединое озеро». Пример афиши:
Cлайд 30
Итог урока: Учащиеся обобщают знания о творческой судьбе П.И. Чайковского. Закрепляют знание музыкальных отрывков из балета «Щелкунчик». Знакомятся с содержанием нового произведения П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На основе слушания основной темы произведения учатся сравнивать и характеризовать образы и настроения, которые заложены в музыке. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:
Cлайд 31
Список литературы: «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Cлайд 32
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с Песенные сборники.