Архитектура В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах культурной жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы. Русская архитектура 17 века интересна своей декоративностью. Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная резка делает здания необыкновенно причудливыми и живописными. Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17 века, придают изразцы.
Cлайд 3
Шатровые перекрытия Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века является шатер. Трапезная церковь Алексеевского Монастыря в Угличе – яркий пример этой архитектурной формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах церкви, и не связываются с её пространственной структурой.
Cлайд 4
В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер превращается из конструктивного элемента в декоративный. Шатер становится характерным архитектурным элементом 17 века для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода – московская церковь Рождества Богородицы в Путинках. Строить церковь начали местные прихожане. Прихожане хотели удивить Москву небывалым богатством и красотой. Однако, не рассчитали своих сил и, им пришлось просить помощи у царя. Алексей Михайлович дал огромную сумму из государственной казны для строительства храма. Храм и впрямь вышел очень хорошим. В 1652 году, патриарх Никон запретил строить храмы, выполненные в шатровом архитектурном стиле. Шатровые перекрытия
Cлайд 5
Московское (нарышкинское) барокко В последней четверти 17 века в русской архитектуре получил большое распространение стиль – московское барокко. Для этого стиля в 17 веке характерны ордерные детали, использование красного и белого цвета в росписи зданий, этажность построек. Новодевичий монастырь: надвратная церковь, колокольня. Московское (нарышкинское) барокко Московское (нарышкинское) барокко
Cлайд 6
Церковь Покрова в Филях. Московское (нарышкинское) барокко
Гражданская архитектура В русской архитектуре 17 века каменное строительство становится доступным не только царской фамилии. Состоятельное боярство и купечество в состоянии, теперь, строить себе «Хоромы каменные». Немало каменных построек знатных и богатых родов знает Москва и провинция.
Cлайд 9
Теремной дворец Алексея Михайловича
Cлайд 10
Теремной дворец Алексея Михайловича
Cлайд 11
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
Cлайд 12
Палаты В. В. Голицына Находились в Охотном Ряду, до нас не дошли.
Cлайд 13
Палаты И. Б. Троекурова
Cлайд 14
Архиерейские палаты Крутицкого подворья
Cлайд 15
Дом купца Коробова в Калуге.
Cлайд 16
Митрополичьи палаты в Ярославле
Cлайд 17
Ростовский кремль.
Cлайд 18
Гостиный двор в Архангельске
Cлайд 19
Гороховец Дом купца Сапожникова. Дом Опарина.
Cлайд 20
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Cлайд 21
Живопись В русской культуре XVII века сталкиваются две исключающие друг друга тенденции. С одной стороны, в эту эпоху сказывается стремление вырваться из-под гнета устаревших традиций, проявившееся в реалистических исканиях, в страстной жажде знаний, в поисках новых нравственных норм, новых светских жанров в литературе и искусстве. С другой стороны, предпринимались упорные попытки превратить традицию в обязательную догму, сохранить старое, освященное преданием, во всей его неприкосновенности.
Cлайд 22
Обострение социальных противоречий вызывало все более заметную классовую дифференциацию искусства и, в частности, живописи. Определяющую роль начинает играть искусство придворное: росписи дворцовых палат, портреты, изображения родословного древа русских царей и т.д. Главной идеей его было прославление царской власти.
Cлайд 23
Не менее значительно было искусство церковное, проповедовавшее величие церковной иерархии. Подъем культуры и искусства начинается только в середине XVII века, Основным художественным центром не только Москвы, но и всего русского государства становится в эти годы Оружейная палата, во главе которой был поставлен один из наиболее образованных людей XVII века боярин Б. М. Хитрово. Здесь были сосредоточены лучшие художественные силы. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, здесь писались иконы и миниатюры. При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий (об Оружейной палате как центре декоративно-прикладного искусства). Кроме того, Оружейная палата служила чем-то вроде высшей художественной школы. Сюда приходили художники для усовершенствования своего мастерства. Все живописные работы возглавлял «жалованный» царский изограф Симон Ушаков. Кроме Ушакова наиболее значительными из иконописцев Оружейной палаты были Кондратьев, Безмин, Иосиф Владимиров, Зиновьев, Никита Павловец, Филатов, Федор Зубов, Уланов.
Cлайд 24
Симон Ушаков Одной из центральных фигур русского искусства XVII века был, несомненно, художник Симон Ушаков (1626—1686). Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». Свидетельством передовых взглядов Ушакова является и написанное им, очевидно в 60-х годах, «Слово к любителю иконного писания». В этом трактате Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образы «всех тварей», «с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым». Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков считает живопись, которая «потому все прочие виды превосходит, что... живее изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества». Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.
Cлайд 25
Икона Владимирской Богоматери или насаждение древа Российской государственности. В иконе сочетается иконографический канон с политическим содержанием и яркой полихромностью, свойственной живописи 17 века.
Cлайд 26
Фрески Роспись храма Ильи Пророка Роспись храма Ильи Пророка, самая значительная из всех ярославских росписей, была исполнена в 1681 году группой мастеров под руководством московских художников Гурия Никитина и Силы Савина. Наиболее интересны в ней фрески, расположенные по стенам и посвященные истории Ильи и ученика его Елисея. В этих фресках тема священного писания зачастую претворяется в увлекательный рассказ, в котором светские моменты преобладают над религиозным содержанием.
Cлайд 27
Парсуна Во второй половине века портрет начинает завоевывать в русском искусстве все более прочное место. Еще в середине предыдущего столетия (1553 —1554) церковный собор обсуждал возможность изображения в иконах людей, «которые живы суше».