Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин
Cлайд 2
План урока Историческая эпоха. Реформы Петра I. Новая русская литература. Понятие о классицизме.
Cлайд 3
Историческая эпоха
Cлайд 4
Реформы Петра I
Cлайд 5
Cлайд 6
«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.Толстой
Cлайд 7
Дворянство Кто такой дворянин? Каковы обязанности дворянина? Как вы думаете, почему именно в XVIII веке появилось новое сословие – дворянство?
Cлайд 8
Новая русская литература Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания. О.Проскурин
Cлайд 9
XVIII век Традиции Древнерусская литература Западноевропейская литература Русский фольклор Античная литература Новаторство Обличение пороков Герой – русский, православный человек Новая русская сатира, драма, проза Идеи государственности и просвещения
Cлайд 10
Писатели XVIII века Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин
Cлайд 11
Писатели XVIII века Н.М.Карамзин А.Н.Радищев
Cлайд 12
Понятие о классицизме Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Cлайд 13
Классицизм От лат. «classikus» – образцовый Абсолютная монархия Франция – Людовик XIV (XVII в.) Россия – Пётр I (XVIII век) Воспитание человека в духе верности государству Культ разума, рационализм
Cлайд 14
Эстетические принципы Принцип «подражания природе». Ориентация на античное искусство. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Общественная, гражданская проблематика. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
Cлайд 15
Эстетические принципы Строгая иерархия жанров. Теория «трёх штилей». Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Выделение одной ведущей черты в характере героя. «Система амплуа». Правило «трёх единств».
И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764
Cлайд 22
Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.
Cлайд 23
Жанры Высокие Средние Низкие трагедия ода эпопея научная поэзия элегия послание комедия басня сатира
Cлайд 24
Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите. Никола Буало. Поэтическое искусство.
Cлайд 25
Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова Жанры Лексика Высокие Средние Низкие Высокий: церковносла-вянизмы + Редко, не нарушая стиля - Средний: общеупотре-бительные слова + + +
Cлайд 26
Жанры Лексика Высокие Средние Низкие Низкий : разговорные, простонародные слова - + +
Cлайд 27
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать. Никола Буало. Поэтическое искусство. Герои классицизма
Cлайд 28
«Система амплуа»
Cлайд 29
Правило «трёх единств» Время – 1 день Место – 1 дом Действие – 1 конфликт
Cлайд 30
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н.Буало. Поэтическое искусство.
Cлайд 31
Домашнее задание Письменно ответить на вопросы: Чем для тебя оказался интересен 18-й век? Что тебя удивило, заставило задуматься? Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?