Рассматриваемые вопросы: 1. Общая характеристика архитектуры Италии XVII века 2. Церковь Иль-Джезу и объёмно-планировочные особенности культовой архитектуры барокко 3. Ансамбль в архитектуре барокко
Cлайд 3
Общая характеристика архитектуры Италии XVII века. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа. Доменико Фонтана, Карло Мадерна. Палаццо дель Квиринале. Обелиск с фигурами Диоскуров.
Cлайд 4
Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело.
Cлайд 5
Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек — церквей, палаццо, вилл — новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. К. Мадерна, К. Райнальди Церковь Сант-Андреа делла Валле. Рим. Виньола. Первый двор виллы Джулия. Рим
Cлайд 6
Они стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний.
Cлайд 7
Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное воздействие последнего (т.е.фасада).
Cлайд 8
Свободно используя античные ордерные формы, они усиливают пластичность и живописность общего решения эстерьера.
Cлайд 9
Особое внимание уделяется разработке типа храма, в котором уже с конца 16 в. нарастают черты барокко. Сложен по построению пронизанный движением фасад церкви иезуитского ордена — Иль Джезу (Chiesa del Gesù, церковь Иисуса;1568—1584), Джакомо Виньола; фасад — 1575, Джакомо делла Порта).
Cлайд 10
Церковь во святое имя Иисуса – соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен ее основатель Игнатий Лойола. Строительство церкви началось в 1568 году. Церковь построена на месте другого храма, в котором, как считается, святой Игнатий Лойола молился перед образом Богоматери. Этот образ сейчас находится в капелле святого по правую руку от алтаря. Церковь была построена в разгар Контрреформации и удовлетворяла всем требованиям, сформулированным на Тридентском соборе. У нее не было притвора, был единственный неф, так, чтобы вся паства могла сосредоточиться на службе, проводившейся у большого алтаря. Вместо боковых нефов здесь идет серия одинаковых сообщающихся капелл за арками, вход в которые прикрывают балюстрады. Трансепты редуцированы. По модели церкви во святое имя Иисуса в Риме построены многие иезуитские церкви во всем мире.
Cлайд 11
Джованни Батиста Гаулли (Иль Бачиччо) (ит. Giovanni Batista Gaulli) /1639 Генуя - 1709/ - Итальянский живописец. С 1657 работает в Риме, возможно, в студии пейзажиста Г. Дюге-Пуссена. Портреты Гаулли отвечали общей линии развития барочного искусства. Живопись Гаулли, отличающаяся как виртуозностью и декоративной роскошью, так и преувеличенной аффектацией образов, явилась программным выражением искусства эпохи Контрреформации. Во второй половине XVII в. достигла блестящего расцвета плафонная живопись барокко. В это время были созданы лучшие композиции художника Бачиччо. Он создавал сложные многофигурные росписи, вызывающие ощущение иррационального прорыва в небеса. Очень выразительна его роспись плафона знаменитого римского храма Иль Джезу «Триумф имени Иисуса» (1676—1679 гг.). Требовалось изобразить не только возносящихся в небеса праведников, но и низвергающихся в ад грешников. Фигуры грешников художник смело вывел за пределы свода, причём поставил их в такие ракурсы, что они кажутся буквально падающими вниз, в реальное пространство храма. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие оказываются вовлечёнными в единое мистическое действо. Однако самая замечательная деталь росписи — это свет, исходящий от монограммы имени Иисуса Христа. Именно живописная выразительность световых лучей создаёт эффект «вибрации» всех красок. Умело расставленные яркие сочные пятна усиливают эмоциональное воздействие, рождают атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображенный.
Cлайд 12
Костёл иезуитов (костёл Святых Петра и Павла ордена иезуитов). Львов 1610-1630 Церковь Св. Михаила. Брюссель, XVII в. Кафедральная базилика Св. Франциска Ксаверия. Гродно, 1703 Церковь Санта Мария дель Джилио, Венеция, ё1678-1681 арх. Джузеппе Сарди.
Cлайд 13
Костёл Петра и Павла в Кракове Костел в Несвиже, 1587-1593 Собор Богоматери, Бордо. 1707
Cлайд 14
Базилика дель Санта Кроче, Лечче, закончена в 1695 г Собор в Сиракузах, Сицилия, 1728-1753. Собор в Вальядолиде, после 1595 Фасад монастыря картезианцев Санта Мария де ла Дефенсьон, 1667.
Cлайд 15
Иглесиа де ла Компанья, Арекипа, Перу, фасад -1698. Иглесиа де ла Компанья, Кито, фасад закончен в 1765(?) Собор в Мехико, вход в табернакль 1749-1760
Cлайд 16
Самым примечательным элементом внутреннего декора является грандиозная фреска «Триумф Имени Иисуса», выполненная Джованни Баттиста Гаулли в конце 17 века. Справа находится капелла святого Андрея, украшенная фресками Агостино Чампелли, в третьей справа капелле – фрески Федерико Цуккари (16 век). Правый трансепт был декорирован Пьетро да Кортона, здесь на алтаре расположена картина «Смерть Франциска Ксаверия», выполненная Карло Маратта в 17 веке. В первой капелле слева интересен алтарный образ святого Франсиско Борджа, изображенный Андреа Поццо, известным итальянским иезуитом, живописцем и теоретиком искусства. В третьей капелле слева обращает на себя внимание фресковая роспись стен, выполненная несколькими видными итальянскими художниками в 80-е годы 16 века. Самое интересное место в интерьере церкви – левый трансепт, оформленный Андреа Поццо в конце 17 века. Здесь располагается капелла святого Игнатия со статуей святого работы французского скульптора Пьера ле Гро.
Cлайд 17
Неравномерное вертикальное членение стен сдвоенными пилястрами усиливает их пластичность, а концентрация ордерных элементов к центру подчеркивает направление движения
Cлайд 18
Полукруглый фронтон, вынесенный над входным порталом первого этажа, и мощные декоративные волюты второго этажа связывают оба этажа, вызывая впечатление целостности фасада, динамичности и повышенной эмоциональности
Cлайд 19
Активизируется и внутреннее пространство храма, расширяется и выделяется центральный неф.
Cлайд 20
Мощные профилированные карнизы, уводящие взгляд вглубь, создают движение к алтарю и центральному куполу.
Cлайд 21
Франческо Борромини (1599-1667) Свое крайнее выражение иррациональности, экспрессивности и живописности барокко находит в творчестве Франческо Борромини. Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, он заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися.
Cлайд 22
На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, строит он план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634—1667). Была освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео, а также Пресвятой Троицы.
Дворцы и виллы барокко Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного корпуса флигелями-крыльями, открытыми почетными дворами. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием Гварино. Палаццо Кариньяно, Милан Бернини, Борромини. Палаццо Барберини. Рим
Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами, скульптурными группами. Предназначавшиеся для аристократических заказчиков, такие ансамбли в известной мере отражали и тот интерес к природе, который проявляли ученые-естествоиспытатели 17 в.
Cлайд 27
Градостроительство эпохи барокко Важное значение принципы барокко имели не только для развития композиции городского и паркового ансамбля, но и для градостроительства. Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города, придали улицам прямолинейные очертания, завершив их площадями, которые в свою очередь стали объектами архитектурных композиций.
Cлайд 28
Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик. По проекту Доменико Фонтана было осуществлено сооружение ансамбля площади дель Пополо с расходящимися от нее тремя лучами центральных улиц, плотно застроенных зданиями.
Cлайд 29
Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543 — 1607, Неаполь) — итальянский архитектор и инженер раннего барокко. родился в 1543 году в городе Мелиде (ныне Швейцария, кантон Тичино). В 1563 году переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. В Риме Фонтана покровительствовал кардинал Монтальто, по заказу которого архитектор построил капеллу (Cappella del Presepio) в церкви Санта Мария Маджоре, а также палаццо Монтальто. В 1585 году кардинал Монтальто стал папой Сикстом V и назначил Фонтана главным архитектором папской курии. В этот период Фонтана создал проекты перестройки Квиринальского и Латеранского дворцов, три из четырёх фонтанов на Квиринале, здание Ватиканской библиотеки, а также завершил возведение купола собора cв. Петра. Фонтана руководил установкой египетского обелиска на площади перед собором cвятого Петра (1586 год). Позднее Фонтана устанавливал обелиски на пьяцца дель Пополо, пьяцца ди Санта Мария Маджоре и пьяцца ди Сан Джованни ин Латерано.
Cлайд 30
Карло Мадерна (1556—1629) Римский архитектор, ученик своего дяди, Доменико Фонтаны. Из его построек известны в Риме: фасад церкви святой Сусанны, представляющий собой первый пример столь распространившихся в XVII веке фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом, ордерами, дворец Маттеи-ди-Джове, фонтаны на площади святого Петра и частично палаццо Барберини, оконченное Бернини и Борромини. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605—1613) собора святого Петра.
Cлайд 31
В фасаде церкви Санта-Сусанна (1603) Мадерна возвращается к теме фасада Иль Джезу Джакоме делла Порты, но развивает ее с большей пластической акцентировкой, особенно в порталах и полукруглых тимпанах, что объясняется также необходимостью обеспечить двойной обзор - по горизонтали и по вертикали. Это уже переход от маньеристического фасада, понимаемого как плоскость, на которой лишь членения наводят на мысль о почти символической пространственности, к барочному фасаду, который снаружи позволяет почувствовать структуру интерьера и пластически соединяет церковь с пространством улицы или площади
Cлайд 32
Лоренцо Бернини (1598—1680) Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений — церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме (1653—1658).