Содержание 1.1 .Понятие декоративно-прикладного искусства 1.2. История ДПИ 1.3 .Школа народного искусства 1.4. Виды ДПИ 1.4.1. Керамика 1.4.2. Резьба по дереву 1.4.3. Художественная обработка металла 1.4.4. Вышивка 1.4.5. Оформление народного костюма 1.4.6. Батик 1.4.7. Роспись по дереву 1.4.8. Роспись по металлу 1.4.9. Народная игрушка 1.4.10. Лаковая миниатюра 1.5. Омские художники ДПИ 2. Методика преподавания ДПИ 2.1. Методика работы над хохломской росписью 2.2. Методика выполнения городецкой росписи 2.3. Методика обучению лепке и росписи дымковской игрушки 2.4. Методика обучения лепке и росписи филимоновской игрушки 2.5. методика обучения гжельской росписи 3. Список литературы
Cлайд 2
Народное искусство – создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр. танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Декоративное искусство - (от латинского decorо — украшаю) Одно из видов пластических искусств, разделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т.д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. Декоративно-прикладное искусство - это область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Cлайд 3
Cлайд 4
Историческая справка Декоративно –прикладное искусство зародилось в палеолит, точное время возникновения определить сложно. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней С началом классового расслоения общества большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати) Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов Глиняный кувшин. Неолит.
Cлайд 5
Школа народного искусства это закрепленные преемственностью традиций и характерные для данного очага народного творчества навыки мастерства, профессиональные приёмы и художественные системы. Основой крестьянского искусства являлось ремесло. Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологий, основывающихся на свойствах обрабатываемого материала. Это позволяло превратить «неудобные» для обработки свойства материала в художественные достоинства вещи. В народном творчестве выражен национальный темперамент и национальный характер.
Cлайд 6
Принципы народного творчества Повтор Вариация Импровизация Например, изучение росписи происходит следующим образом: вначале мастер заставляет учеников в точности повторять элементы орнамента, после их освоение ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. На основе приобретенного опыта самые талантливые ученики переходят к сочинения собственных композиций.
Виды декоративно-прикладного искусства: Бондарное ремесло Керамика Кружевоплетение Гобелен Роспись по ткани(холодный и горячий батик) Литье, гравировка, скань, чеканка Лоскутное шитье Народная игрушка Роспись по ткани Роспись по дереву Разработка национального костюма Узорное вязание, обработка войлока Художественная вышивка Художественная обработка металла, камня, кости и рога Резьба по дереву и др. Макраме Ковроделие Работа со стеклом (витраж, мозаика) Садово-парковое искусство , икебана, искусство флоризма
Cлайд 9
Рассмотрим подробнее некоторые виды декоративно-прикладного искусства
Cлайд 10
Керамика(др.-греч. κέραμος — глина) Изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Древнейший вид декоративно-прикладного искусства, зародившийся, предположительно, в палеолит Различают керамику тонкую (фарфор, фаянс) и грубую (глиняные горшки, черепица, кирпич и др.) Различают глазированную и неглазированную керамику(теракотта) Пластичность глин и обжиг изделий, придающий им твердость, водоустойчивость и огнестойкость позволяют создавать разнообразную посуду, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и другие изделия.
Глазурованная керамика Неглазурованная керамика Терракотовая ваза, Крит. II тысячелетие до н. э. Китайская ваза. Надглазурная роспись http://vkontakte.ru/id57619669
Cлайд 13
Скопинская керамика Промысел возник в XIX в. в г. Скопине Рязанской губернии С 1860-х гг. скопинские гончары стали делать фигурные сосуды — кумганы, квасники, рукомои с зооморфными деталями, вылепленными от руки. Лепные детали скопинские мастера дополняли гравировкой, изделия покрывали прозрачной свинцовой глазурью желтого, зеленого, коричневого цветов. Квасник "Петух". Скопин, Рязанская губерния. Вторая половина XIX в. Керамика.
Cлайд 14
Роспись по фарфору Гжель Родина – Раменский район Подмосковья роспись выполняется кобальтовой краской по белому фону. Сверху покрывается глазурью. Современные мастера гжельской росписи: В.А.Авдонин,Н.Б. Квитницкая, З.В. Акулова Глазурованная керамика. Гжель. В.А. Авдонин
Cлайд 15
Резьба по дереву Возникла вместе с деревянным зодчеством, изначально носила мистических характер(позднее – декоративный) Инструмент – стамеска Виды резьбы Плосковыемчатая резьба Рельефная резьба Сквозная резьба Скульптурная резьба (объемная) Домовая резьба Рельефная резьба,18в.
Рельефная резьба Плоскорельефная- фон на уровне рисунка Глухая(барельефная и горельефная) рисунок выделяется Кудринская – имеет характерный узор Кудринская резьба Глухая резьба Плоскорельефная резьба
Cлайд 18
Сквозная резьба
Cлайд 19
Скульптурная резьба изображает отдельные фигуры (или группы фигур) людей, животных, птиц или других объектов в объеме Богородская игрушка Типичные образы: мужички, медведи, орлы, куры,кони, петухи и т.д. Игрушка неокрашена Игрушки движутся, иногда имеют потайную кнопку или пружинки Все фигурки выполнены с теплым юмором Образы типичны, схвачено характерное
Cлайд 20
Щепная птица счастья Щепная птица - резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны. По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения теплого воздуха они вращались по кругу. В. Буйко Щепная птица счастья. Береста.
Cлайд 21
Последовательность изготовления щепной птицы счастья
Cлайд 22
Прялки На каждой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. Прялки расписывали и/или украшали резьбой. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Они были двух типов: с гребнем и с лопастью. Прялки русского севера. 19в.
Cлайд 23
Художественная обработка металла Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Основные материалы — черные, драгоценные и цветные металлы, в ювелирных изделиях металл нередко сочетается самоцветными натуральными и искусственными камнями (алмазами, рубинами и т. п.), цветным стеклом, костью, рогом, перламутром, пластмассой. За многие века появилось большое колличество технологических приёмов художественной обработки металла.
Cлайд 24
Технологические приемы художественной обработки металла Скань (филигрань) - способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки Зернь – оформление элементов изделий напайкой металлическими шариками диаметром от 0,5 до 1-4 мм. Применяется в сочетании со сканью. Эмаль (финифть) - декоративное покрытие, накладывающееся на поверхность металлических изделий. Бывают холодные (т. е. не требующие обжига) и горячие Чеканка (торевтика) — обработка металла путем выколотки или плющения. Насечка — выполнение узора путем инкрустации. Штамповка — обработка металла посредством тиснения или удара Ковка — пластическая обработка металла путем плющения, изгибания, скручивания, рубки и т. П Литье — формование изделий из расплавленного металла по средствам форм Травление — снятие поверхностного слоя металла посредством химической обработки
Cлайд 25
Кубачи Возникновения ремесла - дагестанский аул Кубачи. (XVII - XVIII век) растительный черненый орнамент массивные серебряные изделия, инкрустированные бирюзой, альмандинами.
Cлайд 26
Вышивка распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами. Виды швов: для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Вышивка крестом.
Cлайд 27
Глухая вышивка Вышивка гладью Схема вышивки гладью с настилом
Cлайд 28
Вышивка «строчкой» Процесс создания полотенца в технике "белая строчка". Пример схемы вышивки строчкой
Cлайд 29
Калужская цветная перевить . Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнено в основном в середине и конце XIX века Народная вышивка Калужской области выполнялась на крестьянском холсте льняными и бумажными нитками, изредка шерстью. Орнаментальные формы связывались мастерицами с реальными явлениями жизни. Строченая вышивка исполняется на сетке, образованной путем выдергивания из ткани поперечных и продольных нитей. четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Вкрапления синего, желтого, зеленого цвета, усиливают общую красочность вышивки М.Н.Гумилевская. Декоративное полотенце "Птицы". Полотно, цветная перевить.
Cлайд 30
Вологодское кружево Существует с 1820г Кружево плетется на можжевеловых или березовых коклюшках Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой- «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Современные авторы: В. Д. Веселова, М. Н. Груничева, В. Н. Ельфина, К. В. Исакова, Э. Я. Хумала, В. Н. Пантелеева, В. В. Сибирцева Фрагмент кружева «Лукоморье», В. Д. Веселова
Cлайд 31
Народный костюм В костюме выражаются миропонимание, обычаи, характер, вкусы русского народа. В каждой местности существовали свои расцветки и узоры по которым можно было определить , откуда родом человек. Одежда и обувь дополнялась вышивками, аппликациями, украшалась лентами. Узоры на одежде выполняли роль оберегов.
Cлайд 32
7.Платки Павловопосадские платки Производство с 19 века Появились как отклик на привозные западные и восточные ткани Платки набивались вручную Часто используются восточные мотивы: «огурцы», «бобы», на смену им пришли гирлянды из роз тюльпанов, полевых цветов. Цвета яркие, чистые Четкий контур и тщательная проработка деталей Фабричные экземпляры
Cлайд 33
Батик Ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска(анилиновая, акриловая). Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, сибори, штамповка
Cлайд 34
Виды батика Горячий батик Холодный батик
Cлайд 35
Виды батика Узелковый батик Свободная роспись
Cлайд 36
Художественная роспись дерева, мателла и т.д. Существует большое количество различных видов росписи, для которых характерны орнаменты, соответствующией определенной народной школе: Волховская, Северодвинская, Жостовская, Хохломска, Городецкая и.т.п
Cлайд 37
Каргопольская Изготавливается из красной глины. Цвета не очень яркие Тематика разнообразна: барыни, гармонист, охотник, вол к несущий овцу, медведи, играющие на гармошках. Главный символ – Полкан-великан. Орнамент символичен, схож с древнеславянским Известный игрушечник – Иван Дружинин.
Cлайд 38
Филимоновская Родилась в д. Филимоново Тульской области Местная глина очень пластична и после обжига становится белой Орнамент связан с древними символами-оберегами. Это полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются гладко окрашенными поверхностями. Характерна красно-зеленая «тигривость» на желтом фоне. Все фильмоновсвкие звери – свистульки. Это кони, собаки, петухи и др. Характерные черты: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток. Филимоноская игрушка-свистулька
Cлайд 39
4. Матрешки Деревянные куклы одна в одной пришли к нам из Японии( веселый старик Фукурума) Первым расписал матрешку художник С.А Малютин Образ матрешки = это предельно обобщенный образ русской красавицы. Она имеет круглое лицо, яркий румянец, черные брови и маленький рот. Образ матрешки – это образ матери большого семейства. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – вот что символизирует матрешка. Матрешка – это необязательно девочка или женщина. Делали так же матрешек мальчиков, отцов семейства. Были матрешки, изображающие жениха с невестой, героев сказок. Матрешек изготавливают одинаково. Сначала вытачивают форму на токарном станке, затем мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка. Расписанная матрешка покрывается лаком.
Cлайд 40
Авдиенко Алла Петровна колье "Чому я нэ сокил, чому нэ летаю…" Художник декоративно-прикладного искусства, ювелир Член СХ с 1980г Владеет традиционными техниками скани и зерни.
Cлайд 41
Бутаков Сергей Александрович Планшетные куклы к спектаклю «Лунная ночь».1993. Папье-маше, ткань. Выс. – 30,25 График. Художник театра. Художник декоративно-прикладного искусства Член СХ с 1993 Занимается оформлением интерьеров жилых и общественных зданий. Витражист. Оформил более 12 спектаклей в театрах Омска, Санкт-Петербурга, Германии, Израиля
Cлайд 42
Крышковец Владимир Алексеевич Ювелирная композиция Брачный танец 12х8см 2007г.серебро,аметист Художник декоративно-прикладного искусства, ювелир Член СХ с 1991 Работает в традиционных техниках скани, зерни, филиграни, эмали. Автор бижутерии, настольных украшений, шкатулок, отличающихся монументальностью формы и богатством орнаментального убранства
Cлайд 43
Рассмотрим методики обучения декоративно-прикладному искусству в школе
Cлайд 44
Хохломская роспись Технология изготовления хохломских изделий довольно сложна ,и ее невозможно воспроизвести на уроках ИЗО. Поэтому целесообразно ознакомить детей с готовыми хохломскими изделиями и подробнее разобрать элементы и приемы росписи, кистью по бумаге, доступные учащимся начальных классов. Все элементы росписи рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. При этом кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Традиционные цвета хохломы: красный, черный, золотой, как вспомогательные – зеленый, желтый, коричневый
Cлайд 45
Список литературы Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление – М.: Искусство, 1977 Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М.: АГАР, 1997. -304с., ил Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Пед. ин-тов. – 3-е изд., доп. И перераб.- М.: АГАР, 200 – 256стр. Русское народное искусство под. Ред. О. В. Волкова. – Л.: учпедгиз, 1959. -95с Сокольникова Н.М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с.,12 л. Ил.:ил Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках изобразительного искусства, м., «Просвещение», 1996. – 98с. http://omch.ru/page1.html http://lepnj.narod.ru/ http://iskusstvom.ru/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех