Освоение культурного наследия Образование как вхождение в культуру I
Cлайд 2
От Человека образованного – к Человеку культуры Очевидно, сколько зрителей – столько версий, гипотез, предположений, прочтений картины. П. Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1654 С. Полютин. Петербургский Вавилон. 2005
Cлайд 3
Сложность проектирования модели образования в логике культуры состоит в осознании противоречий, существующих между двумя системами – современной культурой и современным образованием. Противоречие первое: культура целостна, а образование предметоцентрично.
Cлайд 4
Пространство культуры включает все сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого и настоящего, «предметы» почитания миллионов и вещи, наделенные ценностью лишь для одного. Но, несмотря на пестроту и неоднородность всех компонентов культуры, она – органична и целостна. Л. Лаво. Адам. Одна кровь, много национальностей. 1997
Cлайд 5
Противоречие второе: культура говорит на разных языках, а образование – на языке науки. Для современного человека все большее значение, наряду с научным, приобретают теологическое, мифологическое и особенно художественное знание, обогащающее картину мира, делающее ее более глубокой, насыщенной и личностно значимой. И. Рабузин. Мой мир
Cлайд 6
Противоречие третье: пространство культуры многомерно, а образование – линейно и однонаправленно. Образ современной культуры передает картина М. Эшера, воплощающая многомерность мира, условность и субъективность человеческого знания. М. Эшер. Относительность. 1997
Cлайд 7
Противоречие четвертое: культура диалогична – имеет много смыслов, а образование монологично – стремится к унификации мнений, формированию общепринятой («правильной») точки зрения. Любой объект культуры несет в себе множественные разнообразные значения, и их «прочтение» зависит лишь от индивидуального опыта личности, уровня общей культуры – кругозора и контекста восприятия. Современная культура толерантна и допускает множественные толкования смыслов и значений одного и того же объекта. М. Дюшан. L.H.J.J.Q. 1919 Ф. Леже. Мона Лиза. 1930 Ф. Ботеро. Мона Лиза. 1977
Cлайд 8
Противоречие пятое: современная культура, существующая в условиях неопределенного настоящего и непредсказуемого будущего, стимулирует поиск креативных ответов на вызовы времени, а образование предлагает пользоваться готовыми рецептами, сформулированными в школьной программе.
Cлайд 9
Одним из путей преодоления ощущения дискомфорта, который порождает современная цивилизация, стала биоархитектура, основанная на принципах природосообразности. Хавьер Сеносиан. Наутилус. 2006
Cлайд 10
Обозначенные противоречия являются своеобразными вехами на пути модернизации образовательной сферы, ее интеграции в пространство Культуры. Этот вектор требует пересмотра приоритетных задач воспитания и обучения: значимым становится воспитание Человека культуры, создание среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры, а не трансляция знаний об историко-культурном опыте человечества и воспроизведение стереотипов его использования.
Cлайд 11
Культурное наследие – «след», оставленный предыдущими поколениями, совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности. Культурное наследие не только то, что было создано в далеком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками (памятники, здания, картины, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта). С. Чобан. Бизнес-центр Бенуа. 2008
Cлайд 12
Для Петербурга «неочевидными» памятниками культурного наследия являются известные всему миру белые ночи, «небесная линия города на Неве» (Д.С. Лихачев), петербургская непогода – одна из самых неизменных примет Северной столицы вне зависимости от исторической эпохи. Д. Кустанович. Из серии «Городские дожди». 2006 Белые ночи в Санкт-Петербурге (Фото: С. Кудас).
Cлайд 13
Человек стал единственным на планете живым существом, у которого два «дома» и две «родины» – породившая его природа и порожденный им самим огромный мир культурных ценностей. В последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу существования человечества, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души» и «экология культуры».
Cлайд 14
Первый аспект экологии культуры – сохранение культурной среды, созданной предшествующими поколениями людей. Т. де Томон Фонтан в сквере перед Казанским собором 1809 Б. Растрелли. Фонтан «Самсон» в Петергофе. 1730-е Петропавловская крепость. XVIII в.
Cлайд 15
Ф. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794
Cлайд 16
Второй аспект экологии культуры – сохранение целостности системы (экосистемы) культуры. К. Тон. Благовещенская церковь.1844–1849 Снесена в 1929 И. Шарлемань. Вид на Благовещенскую церковь с Благовещенского моста. 1850 Н. Митурич. Дом культуры им. Первой пятилетки (справа). 1930 Снесен в 2005 Горельеф на ст. метро «Нарвские ворота» в Санкт-Петербурге Проект горельефа А. Тамир. Эйнштейн – Мона Лиза 1/2 Mona Lisa + 1/2 Einstein = 1 totality
Cлайд 17
Третий аспект экологии культуры – сохранение единства смыслового поля культуры. Кацусика Хокусай. Слепцы и слон. 1814
Cлайд 18
Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Л. Ванюшкиной и Е. Коробковой. Газета «Искусство» 13/2011.