Русский романтический пейзаж В борьбе со стихией Урок МХК в 11 классе
Cлайд 2
Айвазовский Иван Константинович
Cлайд 3
Хронология Жизни 1817 Родился в Феодосии в семье базарного старосты К. Гайвазовского. 1830 Начинает учиться в симферопольской гимназии. 1833 Поступает в петербургскую Академию художеств. 1838 Командируется Академией в Крым на два года. 1839 Участвует в десантных операциях Черноморского флота. 1840 Отправляется в заграничную пенсионерскую командировку. Обосновывается в Италии. Сближается с Гоголем. 1841 Путешествует по Европе, везде встречая восторженный прием. 1843 Награждается золотой медалью французской Академии художеств. 1844 Возвращается в Россию. Становится академиком, причисляется к Главному морскому штабу. 1845 Начинает строить дом с мастерской, в Феодосии. 1848 Женится на Ю. Я. Гревс, дочери петербургского врача. С молодой женой переезжает на жительство в Феодосию. 1853 Ведет успешные археологические раскопки в окрестностях Феодосии. Становится действительным членом Географического общества. 1857 По завершении персонально выставки, в Париже награждаете орденом Почетного легиона. 1865 Открывает в Феодосии "Общие художественные мастерские", своеобразный филиа. петербургской Академии художеств. 1871 Строит в Феодосии здание историко-археологического музея. 1876 Избирается членом флорентийской Академии художеств. 1877 Расторгает брак с Ю. Я. Айвазовской. 1882 Женится на А. Н. Саркизовой, вдове феодосийского коммерсанта. 1892 Предпринимает поездку в Америку. 1900 Умер в Феодосии. И похоронен рядом с древним армянским храмом.
Cлайд 4
Девятый вал 1850 г.
Cлайд 5
Девятый вал (1850), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Огромная популярность пришла к этому полотну сразу же после его первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поток людей, желавших тогда взглянуть на "Девятый вал", не иссякал, многие ходили смотреть его по несколько раз.
Cлайд 6
Вскоре пришли другие времена, когда "страсти роковые" перестали пользоваться популярностью, уступив место "правде жизни". Айвазовскому немало досталось от новейшей критики, но даже ее апологет, В. Стасов, неизменно признавал, что "маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный".
Cлайд 7
От штиля к урагану Во времена господства социальной критики (и социального искусствоведения в том числе), придумавшей деление романтизма на романтизм реакционный и романтизм прогрессивный, не однажды предпринимались попытки истолковать "Девятый вал" как политическую аллегорию. Но художник не играл в аллегорические игры, а просто был влюблен в стихию, в шторм, в бурю.
Cлайд 8
Кораблекрушение 1876 Морскую бурю он - человек, всю жизнь проживший рядом с морем, - знал не понаслышке. Любопытно одно признание живописца. В 1844 году корабль, на котором он плыл из Англии в Испанию, попал в страшный шторм - после этого в европейской прессе появились сообщения о гибели к тому времени уже прославившегося художника. К счастью, эти сведения оказались ошибочными. Впрочем, поволноваться пассажирам судна действительно пришлось немало. Многие обезумели от страха - но не Айвазовский: в нем, по его собственному признанию, "страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною».
Cлайд 9
Бури Живопись Айвазовского - это, по преимуществу, живопись штормов и бурь; морская стихия в его работах бурлит и ярится, крушит корабли, вздымает гигантские волны, разбивается на мириады брызг... Картины художника почти звучат - шумят прибоем, хлопают изодранными парусами, воют диким ветром.
Cлайд 10
Cлайд 11
Странным образом Айвазовский, писавший бури десятилетиями, в лучших своих произведениях - таких, как "Буря на Ледовитом океане", 1864
Cлайд 12
или "Корабль "Императрица Мария" во время шторма", 1892 - не становится однообразным. У всякой бури Айвазовского - свое лицо, своя стать, свои повадки.
Cлайд 13
Сюжетно картина Айвазовского "Волна" (1889) почти повторяет "Девятый вал", но колористическое и эмоциональное решение этих полотен совершенно разнится.
Cлайд 14
Айвазовский бессчетное число раз писал родную Феодосию. Картина "Старая Феодосия", созданная в 1839 году, относится к раннему периоду творчества художника.
Cлайд 15
Айвазовский в 1839 году участвовал в десантных операциях Черноморского флота в регионе нынешнего Сочи. Ранний вариант этой картины "Десант в Субаши" (1889) открыл тему морских баталий в его творчестве.
Cлайд 16
Айвазовский, назначенный в 1844 году "живописцем Главного морского штаба", занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Победы русских моряков восхищали его, с русским флотом он дружил столь тесно (и "взаимно"), что, когда в 1846 году художник отмечал десятилетие своей творческой деятельности, в Феодосию его пришла приветствовать целая эскадра под командованием В. Корнилова, будущего героя Севастопольской обороны.
Cлайд 17
Морские баталии Эффектная картина "Чесменский бой" рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединенная эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его. Турки потеряли в этом бою 10 тысяч человек, в то время как русские - лишь 11. Командующий флотом граф А. Орлов сообщал об этой "виктории" Екатерине II: "Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всем архипелаге господствующими". Контроль над Дарданеллами был установлен.
Cлайд 18
Морские баталии Романтическое мироощущение Айвазовского особенно ярко проявилось в серии, посвященной истории российского военно-морского флота, - в ней он изобразил все важнейшие сражения русских моряков. Писал эти полотна художник со знанием дела - он прекрасно знал устройство и конструкцию боевых кораблей благодаря своему участию в маневрах Балтийского флота в 1836 году, в десантной операции М. Лазарева у кавказских берегов в 1839 году, в экспедиции адмирала Ф. Литке к островам Греческого архипелага в 1845 году. В 1846-48 гг. Айвазовский создал целый ряд превосходных полотен, изображающих морские баталии. "Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года", 1848
Cлайд 19
Морские баталии К этой теме он обращался и позже - 1892 годом датируется работа "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями", иллюстрирующая легендарный трехчасовой бой, который произошел 14 мая 1829 года между восемнадцатипушечным бригом "Меркурий" и противником, имевшим десятикратное превосходство в артиллерийской мощи. Победа тогда осталась за русскими моряками, своим военным искусством восхитившими даже турок.
Cлайд 20
Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами (1848) Эта картина стала парной к написанной почти пятьюдесятью годами позже картине "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями". Если в поздней работе изображен момент боя, то в этой израненный бриг с изодранными ядрами парусами идет лунной ночью в Севастополь - идет навстречу своей славе. На горизонте уже видны корабли Черноморского флота. Бригом командовал капитан-лейтенант А. Казарский - в память о его подвиге в Севастополе установлен памятник с лаконичной надписью: "Казарскому. Потомству в пример»
Cлайд 21
Начиная с 1860-х годов, "импровизационная" манера письма Айвазовского, не "копировавшего" мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, выражением которых стала организация на рубеже 1860-70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники исповедовали жесткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы.
Cлайд 22
В это же время критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина "Радуга", обозначившая новый этап в творчестве художника. С одной стороны, перед нами очередное "кораблекрушение" Айвазовского. Но, с другой, оно совсем не похоже на прежние его "кораблекрушения" и "бури". Не отказываясь от собственных принципов, он в этой работе сильно модернизирует их - особенно заметно это в колористическом решении полотна. Прежние "утрированные" (по собственному слову живописца) краски уступают место более сдержанному и вместе с тем более тонко разработанному колориту. Меньшая "придуманность", педалированная "реалистичность" - это очевидная реплика художника в диалоге с современностью. Хотя романтическая напряженность остается характерным признаком и этой работы.
Cлайд 23
«Чёрное море»
Cлайд 24
За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. "Море" и "небо" - вот два главных его героя. Сюжет - их противоборство и единство. "Черное море" отличает какой-то неотменимый ритм, отвечающий вечному размеренному дыханию мира и внешне проявляющийся в ритмически сменяющих друг друга волнах. Художник впервые показал картину (на выставке в Академии художеств) под несколько другим - повествовательным! -названием: "На Черном море начинает разыгрываться буря". Позже он исключил повествователъностъ, сократив название до точного и емкого "Черного моря" и подчеркнув тем самым стремление представить в картине реалистический и вместе с тем предельно обобщенный образ морской стихии. Большим поклонником этого произведения был И. Крамской - он даже включил его в собственную известную картину "Неутешное горе", поместив за спиной героини и сделав своеобразным "зеркалом" ее душевных переживаний. У Айвазовского, отмечал Крамской, "есть вещи феноменальные - например, "Море". Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".
Cлайд 25
Библейские сюжеты Айвазовский в своем творчестве не однажды обращался к библейским и античным сюжетам. Казалось бы, для художника, прошедшего академическую выучку, это нормально. Но его библейские и античные картины менее всего похожи на традиционную живопись академистов-классицистов. Айвазовский в этих произведениях вовсе не иллюстрирует легендарные темы - его и здесь интересует, в основном, яростная жизнь природной стихии; картины художника, относящиеся к этому ряду, "катастрофичны" - подобно большинству его морских пейзажей. «Сотворение мира» 1864 г.
Cлайд 26
"Всемирный потоп", 1864
Cлайд 27
Ранний "Хаос. Сотворение мира" (1841) Айвазовского стал форменной сенсацией в Италии - эту картину приобрел римский папа Григорий XVI, наградив ее автора золотой медалью. "Исполатъ тебе, Ваня! - писал тогда Айвазовскому Гоголь. - Пришел ты, маленький человек с берегов Невы, в Рим и сразу поднял Хаос!"
Cлайд 28
Итальянские марины В Италии Айвазовский состоялся как оригинальный художник, в Италии к нему пришла громкая слава. "Мое начало озарено этой страной", - говорил он перед самой смертью, собираясь вновь ехать в Италию. Прозрачные марины художника, подобные работе "Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо", 1844 пользовались необыкновенной популярностью.
Cлайд 29
В Италии Айвазовский встретился с У. Тёрнером, патриархом пейзажной живописи, который, увидев картину "Неаполитанский залив в лунную ночь", 1850 посвятил Айвазовскому восторженное стихотворение - в переводе с итальянского оно звучит примерно так: "Морская гладь, на которую легкий ветерок нагоняет робкую зыбь, похожа на царскую мантию, драгоценности которой блещут и искрятся! Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но она очаровала и восхитила меня. Искусство твое высоко и величаво, ибо вдохновляется гением!"
Cлайд 30
Американские сюжеты
Cлайд 31
Cлайд 32
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Cлайд 36
Cлайд 37
Задания Определите по фрагменту, какой картине Айвазовского принадлежит