СПЕЦИФИКА ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ПО ПРИМЕРАМ РАБОТ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА
Cлайд 2
А.Орловский. Портрет старика Что такое портрет? Прежде всего, это изображение конкретного человека. Но определяя портрет как жанр, следует говорить не об объекте изображения, а о предмете познания…
Cлайд 3
Г.Скородумов. Автопортрет. Это результат творческого процесса, художественное познание модели. Здесь связывается изображение индивидуальной человеческой личности с построением картины и с ее выразительной обработкой.
Cлайд 4
А.Венецианов. Портрет М.П.Родзянко. Особым своеобразием в художественном обиходе отличаются карандашные портреты
Cлайд 5
А.Орловский. Портрет Л.Дюпора. Графические портреты не повторяют средствами графики того, что делают художники в живописи, не являются упрощенным переложением на графический язык их достижений в живописном портрете.
Cлайд 6
О.Кипренский. Портрет Н.В.Кочубей. Но графический портрет занимает при этом свое особое место. Не обладая возможностями живописи, он обладает рядом преимуществ, которые делают портретный рисунок наиболее интимной областью творчества мастера.
Cлайд 7
О.Кипренский. Портрет Вилло. Очень многие из портретов не принадлежали к заказным работам. Часто мастер изображал в них своих знакомых и близких, людей, открытых для него в своих настроениях и мыслях.
Cлайд 8
О.Кипренский. Портрет музыканта. Часто они предназначались в дар людям, уподобляясь распространенным памятным надписям или рисункам в альбомы, к которым привязаны любители искусства.
Cлайд 9
А.Варнек. Портрет Антонио Пирола. Именно эти импровизационные черты графических портретов позволяют художнику вплотную приблизиться к наиболее тонким и изменчивым переживаниям человека, ощутить как бы изнутри атмосферу его духовной жизни и выразить ее с той зримой убедительностью и конкретностью, которая была бы недоступна для живописного портрета…
Cлайд 10
А.Орловский. Портрет негра. Отличаясь от миниатюрных изображений большей глубиной и индивидуальностью образа, графический портрет намного интимнее портретов «в натуру», висящих в золоченых рамах на стенах интерьеров и доступных взглядам одновременно многих людей..
Cлайд 11
А.Орловский. Портрет Ш.Л.Дидло. Уже сам размер небольшого портрета делал его ближе к зрителю, оставляя его наедине с изображением, а тем самым и с изображенным человеком, призывая пристальнее всмотреться в его облик, проникнуть чувством в его душевное состояние.
Cлайд 12
О.Кипренский. Портрет В.А.Томиловой. Неуловимая свобода рисунка и глубина графического портрета достигается сочетанием выразительности ритма линий и контуров фигур, свежестью сочетания закругленных фонов и пятен пастели с карандашным штрихом, выполняющим все задачи изображения человека на плоскости и его внутренней характеристики.
Cлайд 13
О.Кипренский. Набросок с «Портрета старика в красном». Но карандашный штрих беглых зарисовок едва ли может быть включен в группу линейно-пластических приемов. В отличие от гибкой и плавной, проводимой в совершенно ином, замедленном темпе линии, штрих не несет в себе, как правило, никаких пластических функций.
Cлайд 14
ЗАДАНИЯ: По представлению сделайте несколько схем портрета человека, которые характеризуют гнев, печаль, радость, удивление, восхищение. Объясните принцип передачи мимики. Нарисуйте графический портрет близкого человека с натуры, передав определенное настроение, например задумчивость, радость и т.д. Подготовьте доклад о творчестве любимого художника-портретиста. К докладу выполните презентацию в PowerPoint. Создайте серию зарисовок под названием «Средства графического портрета», используя компьютерный инструментарий.
Cлайд 15
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ: Специфика графического портрета. Автор: Дементьева А.А., студентка художественно-графического факультета, 3 курса, 2 группы, sproti@mail.ru Аннотация: Представлена методическая разработка выполнения графического портрета для учащихся художественных школ. Показано использование средств художественной выразительности на примерах работ русских художников XIX века.