ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В XVII ВЕКЕ Идти в театр не для того ты должен, Чтоб ужасов там всяких насмотреться… По-моему тот получеловек Иль человек с ущербом, кто в театр Идёт за тем, Чтоб там ума набраться,- Для этого театр не создан вовсе… Испанский драматург Альваро де Арагон
Cлайд 2
Театр барокко Развивался в послешекспировской Англии, Италии, но особенно в Германии и Испании бароко нашло образное и яркое воплощение. Французский театр практически не соприкоснулся с барокко. Приметы театра барокко: желание удивить, ошеломить зрителей, Всё решает случай в игре страстей нагромождение интриг, эффектов, фантастических событий и неожиданный финал Излюбленный жанр – трагикомедия драматурги: испанец Пьер Кальдерон в пьесе «Великий театр мира» (1645) выдвинул тезис «жизнь – игра» Театр барокко – это зрелищность сценических эффектов, сложная машинерия, смена декораций, движение , применение световых и прочих эффектов, динамичная и виртуозная игра актёров, спектакли играли где угодно: в парке, на озере, во дворце.
Cлайд 3
ФРАНЦИЯ XVII ВЕК Французская драматургия и театр в XVII веке пережили свой рассвет. Выдающимися авторами французского театра классицизма являются Пьер Корнель (1606-1684) , Жан Расин (1639-1699), Жан Батист Мольер (1622-1673) ТЕАТР КЛАССИЦИЗМА
Cлайд 4
Актёрская игра: Актёры выступали в пышных, но современных, не соответствовавших эпохи пьесы костюмах. Актёры часто выстраивались в линию на авансцене, так и играли. Мастерство актёра заключалось не в переживании, а в искусной декламации. Большое значение имели жесты. Устройство театра: Театральные представления в эпоху классицизма разыгрывались без декораций, Почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку. Занавес появился, но им редко пользовались. Вопрос: почему в классицистических представлениях было много антрактов?
Cлайд 5
Во Франции были сформулированы принципы театра классицизма Теоретиком театра классицизма, как и искусства классицизма вообще был Никола Буало (1636-1711) 1. Строгое следование лучшим образцам античной драмы, соответствие учению Аристотеля и Горация. Два основных жанра - Трагедия и комедия 2. Строгое деление на жанры, трагедия призвана очищать людские нравы страхом и страданием, а комедия призвана исправлять человеческие нравы посредством осмеяния героев пьес.
Cлайд 6
Но разум нам твердит, что действие должно С искусным мастерством всегда быть ведено. В едином месте, в день один должно свершаться Одно событие, и пьесой наслаждаться Все будут, до конца переполняя зал. 3. Соблюдение закона трёх единств: места, времени и действия
Cлайд 7
Невероятное растрогать неспособно. Пусть правда выглядит всегда правдоподобно: Мы холодны душой к нелепым чудесам. И лишь возможное всегда по вкусу нам. 4. Верность природе, правдоподобие. Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. 5. Постоянства характеристики героев. Характер героя должен оставаться неизменным от начала до конца пьесы. Актёр не изображал переживания героя, а в соответствии с текстом демонстрировал его тип. Это правило повлекло за собой возникновение театрального амплуа актёра. Так как во всех ролях актёр оставался самим собой, где личный характер героя соответствовал характеру персонажа.
Cлайд 8
Довольны зрители, когда нежданный свет Развязка быстрая бросает на сюжет, Ошибки странные и тайны разъясняя И непредвиденно события меняя. 6. Неожиданная поучительная развязка действия. Любая пьеса должна внушить зрителю мысль, что порок справедливо наказан, а добродетель торжествует. Театр – школа нравов.
Cлайд 9
Драматург, который соблюдал все правила классицизма Жан Расин (1639-1699), Мастер «галантной трагедии» «Андромаха», «Эфигения в Авлиде», «Береника», «Британник» «Федра» Яркие женские образы страдающих героинь, которые полностью зависят от судьбы Схема сюжета: «А преследует Б, а тот любит С» «слепая страсть», которая ведёт к неизбежной катастрофе Соблюдение принципа правдоподобия Жан Расин (1639-1699), Мастер «галантной трагедии» «Андромаха», «Эфигения в Авлиде», «Береника», «Британник» «Федра» Яркие женские образы страдающих героинь, которые полностью зависят от судьбы Схема сюжета: «А преследует Б, а тот любит С» «слепая страсть», которая ведёт к неизбежной катастрофе Соблюдение принципа правдоподобия Жан Расин (1639-1699), Мастер «галантной трагедии» «Андромаха», «Эфигения в Авлиде», «Береника», «Британник» «Федра» Яркие женские образы страдающих героинь, которые полностью зависят от судьбы Схема сюжета: «А преследует Б, а тот любит С» «слепая страсть», которая ведёт к неизбежной катастрофе Соблюдение принципа правдоподобия
Cлайд 10
Драматург, который нарушил все правила классицизма Пьер Корнель (1606-1684), «Я охотно следую правилам, но вместо того, чтоб подчиняться им рабски, я их расширяю или сужаю согласно требованиям моего сюжета» «Сид», «Гораций», «Полиевкт», «Цинна» «Федра» конфликт между желаемым и действительным, чувством и долгом главные персонажи – мужчины , истинные герои Личные трагедии разворачиваются на фоне государственных событий Соблюдение принципа правдоподобия
Cлайд 11
Жан Батист Мольер (1622-1673), «Я охотно следую правилам, но вместо того, чтоб подчиняться им рабски, я их расширяю или сужаю согласно требованиям моего сюжета» «Школа жён», «Скупой», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». «Тартюф» работал в жанре сатиры главные персонажи – сатирические типы: жадина, ханжа, лицемер, глупец Вписал в рамки классицизма народный юмор, буффонаду, соединил фарс и комедию дель арте Создатель новой европейской комедии