Применение принципа золотого сечения в организации и оформлении текстов Автор: Главатских Анита 7 в класс Руководитель: Протасова Елена Александровна.
Cлайд 2
Введение Цель: исследование возможностей применения принципа золотого сечения как принципа гармоничной организации текстов. Задачи: Изучить историю принципа золотого сечения в математике, искусствах и естественных науках. Исследовать влияние гармоничного шрифта на зрительное восприятие текста. Выявить наличие гармонического центра в текстах детских работ и учебных текстах. Гипотеза: золотое сечение как принцип гармоничной организации и оформления текстов способствует их лучшему зрительному и смысловому восприятию.
Cлайд 3
Понятие «Золотое сечение» Золотое сечение - деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. a : b = b : c или с : b = b : а
Принцип золотого сечения в животном и растительном мире
Cлайд 10
Принцип золотого сечения в текстах. Что на свете всего труднее? Видеть своими глазами то, что лежит перед нами. И.В. Гете А. Р. Лурия полагает,, что до речевого высказывания текст существует в виде мыслей. Человек – это часть природного мира, следовательно и наши мысли организованы в соответствии с принципом золотого сечения. Если текст оформлен (шрифт, интервал) в соответствии с принципом золотого сечения, то он легче воспринимается, это подтверждено нами при анализе живописи Человеку свойственно организовывать тексты по принципу золотого сечения
Cлайд 11
Организация текста Сильные позиции – это позиции, в которых выражены главные мысли автора, точки максимального напряжения, переломные пункты. Сильные позиции в тексте: Начало текста Конец текста Гармонический центр текста, определяемый пропорцией золотого сечения, приблизительно 0,618 от объема целого. Кыштымова И.А.
Cлайд 12
Первый этап исследования
Cлайд 13
Текст для чтения 1 Так бы все дальше и шло, да только старшему брату было неведомо, что у младшего, который сидел сейчас в тюрьме, кроме ящика, было еще кое-что. А именно: держал он кота и собаку. И вот как только они узнали, что хозяин их в беде, то и порешили отправиться повидать его в темнице, чтоб обсудить, как ему помочь. Текст для чтения 2 Так они и поступили, и, едва выбравшись из дворца, забрались в свою лодку и пустились в обратный путь. Плывут они, плывут и вдруг видят вдали корабль, где вся команда состоит из мышей и рыб. Ну те, увидя кота и собаку, сразу же подняли военные флаги, изготовясь принять бой. Но кот и собака отпустили их с миром.
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Текст учебника Птицы – высшие позвоночные животные, приспособившиеся к полету. Тело их покрыто перьями. Передние конечности превращены в крылья. За счет интенсивного обмена веществ они обладают высокой (более плюс 40 градусов) и постоянной температурой тела. Активны в течение всего года. Благодаря способности к полету быстро меняют местонахождение, весной и осенью многие птицы совершают далекие миграции. Широко распространены по всей Земле, наиболее разнообразны и многочисленны в тропических лесах. Известно около девяти тысяч современных видов птиц.
Cлайд 17
Выводы Мы доказали, что зрительное восприятие гармоничного текста легче, чем не гармоничного. Исследование текстов школьников подтвердило предположение о наличии в их тексте гармонического центра, содержащего главный смысл и определяемого законом «золотого сечения». Таким образом, «золотое сечение» как принцип гармоничной организации является необходимым в организации текста.
Cлайд 18
Практическая значимость В работе введены новые понятия гармоничный шрифт и интервал. Разработана процедура для их определения. Результаты работы вносят вклад в изучение проблемы гармоничного центра текста. На основе результатов исследования в работе разработаны рекомендации, способствующие лучшему зрительному и смысловому восприятию текстов. В дальнейшем можно было бы исследовать то, как научить человека определять и различать гармоничные и негармоничные изображения и тексты.