И.Ю. Ларионов Этика научных исследований с применением животных ЗИМНИЙ СЕМИНАР Рузаевка, 31 января – 3 февраля 2008
Cлайд 2
Что нас в этом не устраивает Тестирование лекарств на животных Исследования природы и течения болезней на животных Использование животных в учебных целях Использование животных для разработки косметики и т.п. средств Использование животных как биореакторов для синтеза ряда химических соединений Использование животных как резервуара для хранения и размножения вирусов Содержание животных, предназначенных для экспериментов Генетическое моделирование Использование в экспериментах бродячих животных и животных из приютов
Cлайд 3
Cлайд 4
теория Возможно ли вообще нравственное отношение к животным, обладают ли они моральным статусом или моральной ценностью? Присущи ли моральная ценность или права животным самим по себе? Есть ли основания относиться к гибели животных в ходе эксперимента, а также к боли, ими испытываемой, с нравственной точки зрения? Имеются ли нравственные аргументы, оправдывающие эксперименты на животных? Необходимое концептуальное ограничение: Опыты на животных нельзя рассматривать как жестокость, т.е. намеренное бессмысленное причинение страданий.
Cлайд 5
Антропоцентризм Человек качественно отличается от животных (благодаря личности, способности к моральному страданию, свободы, ответственности и т.п.; религиозный аргумент: благодаря наличию души, особой связи с богом и особого места в мире). Моральным статусом обладают только люди, и моральные отношения возможны только между ними. Ряд исследований с использованием животных приносит огромную пользу человечеству.
Cлайд 6
Потребительское отношение к животным как версия «жесткого» антропоцентризма Использованием человеком животных естественно, животные предназначены для использования человеком (религиозный аргумент). Эксперименты над животными не менее оправданы, чем всякое другое их использование, в т.ч. употребление в пищу.
Cлайд 7
Версии «мягкого» антропоцентризма «Гуманизм», утверждение эстетической ценности и вторичного морального статуса животных Отношение человека к животному отражает уровень развития самого человека, в том числе нравственный. Определение морального статуса животных по наличию способностей, специфических для человека Высшие животные (напр. приматы) имеют интеллектуальные способности, сходные с человеческими, что наделяет их подобием морального статуса.
Cлайд 8
Консервативный сциентизм Исследования с участием животных приносят огромную пользу человечеству и способствуют прогрессу познания, которое является одной из ценностей человечества. Один из основателей экспериментальной медицины и пропагандист экспериментов на животных Клод Бернар («Введение в экспериментальную медицину», 1865): следует проводить исследования на животных, проводить эксперименты на людях и допускать случайности безнравственно. Множеству важнейших достижений в области медицины мы обязаны экспериментам на животных («White Paper» of American Medical Association: The Use of Animals in Biomedical Research: The Challenge and the Response. Washington, 1988). Использование животных в экспериментах соответствует стандартам современной науки, является неотъемлемой частью современного познания. Качество жизни животных, используемых в экспериментах, часто лучше, чем животных на воле или используемых в хозяйстве.
Cлайд 9
Естественнонаучный (неморальный) аргумент против некоторых исследований с участием животных Организмы животных разных видов (в т.ч. человека) не совпадают, и результаты, полученные на одних видах, не могут быт механически перенесены на другие, т.о. проведение этих экспериментов - по крайней мере, в медицинских целях - нецелесообразно.
Cлайд 10
Концепт «внутренней ценности» живых существ Животные являются субъектами жизни, которая выступает ценностью сама по себе (А. Швейцер). Природа, животные как части жизни обладают внутренней ценностью, которая должна быть уважаема и хранима сама по себе (Б. Кэлликотт).
Cлайд 11
Концепт «прав животных» Животные как субъекты жизни и существа, обладающие внутренней ценностью (см. выше) что само по себе наделяет их правами. Следует расширить и, при необходимости, изменить существующее понимание сущности «права» и средств их защиты. (Т. Риган) Определенные общественные институты вправе взять на себя заботу о защите прав животных, в том числе используемых в научных экспериментах.
Cлайд 12
Патоцентризм – представление о способности чувствовать боль «Если существо не способно страдать или радоваться, проблемы не возникает» (П. Сингер). Способность чувствовать боль может быть связана с наличием нервной системы и других органов, что может быть определено современными научными методами.
Cлайд 13
Концепт «благосостояния животных» (animal[s] welfare) Следует признать необходимость обеспечить животным, используемым в экспериментах, определенную степень качества жизни, комфорта и минимизировать их страдания.
Cлайд 14
что на самом деле? консервативный сциентизм признание этического аспекта деятельности ученого декларации политика
Cлайд 15
Славой Жижек Желание: Влечение = Истина: Знание Разве современная наука, которая демонстрирует «слепое упорство» влечения (к смерти), не служит парадигмой «ацефалического» знания. Это знание не затрагивает ни внутреннего отношения к истине, ни субъективной позиции высказывания. Современная наука движется в этом направлении, невзирая на цену – удовлетворение здесь обеспечивается самим знанием, а не моральными или общественными целям, которым, как предполагается, это научное знание служит
Cлайд 16
«Моральными я называю вопросы справедливой совместной жизни». Мораль – не «заколдовывание природы», а противопоставленный грубой автономии индивидуально принимаемых решений «достигший уровня рефлексии модерн». Юрген Хабермас «Будущее человеческой природы»
Cлайд 17
Инструменты внедрения этических стандартов в научные эксперименты с использованием животных Построение иерархии морально значимых существ Правило «трех R» - «three Rs» (W. Russell и R. Burch) Декларации и законодательное регулирование Практика «справедливого возмещения» (П. Тейлор)
Cлайд 18
политика в отношении исследований с использованием животных (по Brody B.A. The Ethics of Biomedical Research. An International Perspective. NY – Oxford, 1998. Р.18) Какие животные защищаются; какие больше, какие меньше? На внедрение какой политики делается особенный акцент? Какие существуют требования по замене одних животных другими? Какие существуют требования для общего сокращения экспериментов с использованием животных? Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в ходе самого исследования? Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в жизни животного, предназначенного для опытов? Есть ли требования по балансу потерь животных и приобретений для человечества?