МОУ СОШ № 5 г. Егорьевска Московской области ОТКРЫТЫЙ УРОК-презентация по литературе на тему: «Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» Выполнила: Костюнина Л.В, учитель русского языка и литературы Г.ЕГОРЬЕВСК
Cлайд 2
Цели и задачи урока Обучающие Обобщить знания по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Выявить идейно-художественные особенности романа Особенности сюжета и композиции Особенности системы образов Языковые особенности Вести работу над литературоведческими понятиями ( сюжет, композиция, образ) Обучить учеников работе по опорным схемам. Развивающие Развивать умение обобщать, делать выводы, излагать собственную точку зрения. Развивать речь учеников Развивать эстетический вкус у учащихся. Воспитывающие Воспитывать у учеников уважение к родному языку и национальной литературе и культуре. Воспитывать у учеников морально-нравственные чувства по отношению к себе и другим людям.
Cлайд 3
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)
Cлайд 4
Cлайд 5
«…Прими собранье пёстрых глав…» (Идейно-художественное своеобразие романа) ….В которых отразился век И современный человек. («Евгений Онегин» гл. 7) 1823-1831 годы – период создания
Cлайд 6
Петр Александрович Плетнев Писатель, поэт, критик, друг Пушкина (1791-1865 гг.)
Cлайд 7
Особенности жанра и композиции Роман в стихах («дьявольская разница»),т.е лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирике (лирические отступления). Жанр «свободного романа» во многом определяет композицию романа. Экспозиция-1 глава Завязка II сюжетной линии ( Онегин-Ленский)-2 глава Завязка I сюжетной линии (Онегин-Татьяна) -3 глава Развитие действия-4-5 главы Кульминация и развязка II линии- дуэль Развязка I сюжетной линии -глава 8 Основной принцип организации романа- симметрия( зеркальность)
Cлайд 8
1 особенность Особенности сюжета и любовного конфликта в романе Онегин-Татьяна Ленский- Ольга Служит для развития основного конфликта Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина 2 особенность Образ автора-повествователя( лирические отступления) Спутник Онегина Антипод Ленского- поэта Защитник «Татьяны милой» 3 особенность Образ повествователя раздвигает границы конфликта- в роман входит русская жизнь того времени во всех её проявлениях
Cлайд 9
Система художественных образов романа Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное дворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «лишний человек» Идеал «русской души» «романтическое сознание» Герои объединяются автором = действующим лицом
Cлайд 10
Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Учёный малый, но педант… Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным, иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив! В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой! … Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих - Как он язвительно злословил, Какие сети им готовил!
Cлайд 11
Споры вокруг образа Евгения Онегина Онегин- «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». ( В.Г. Белинский) В Онегине есть сходство с Обломовым, оба- порождение помещичье-крепостнического строя ( Н.А.Добролюбов)
Cлайд 12
Онегин- «Митрофанушка новой формации.»(Д.И.Писарев) Споры вокруг образа Евгения Онегина
Cлайд 13
Особенности языка романа. «Онегинская строфа»(14 строк=4+4+4+2) Кто б ни был ты, о мой читатель. Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель. Прости. Чего бы ты за мной Здесь ни искал в строфах небрежных, Воспоминаний ли мятежных, Отдохновенья ль от трудов, Живых картин, иль острых слов, Иль грамматических ошибок, Дай бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца, для журнальных сшибок Хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся, прости! а б а б с с д д е ж ж е г г -перекрестная парная (смежная) -кольцевая (опоясывающая) -куплет
Cлайд 14
Крылатые выражения в романе(афоризмы) Продолжите афоризм… Мы все учились понемногу,… чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть. Мы почитаем всех нулями, а … единицами- себя. Привычка свыше нам дана:… замена счастию она. Чем меньше женщину мы любим, тем… легче нравимся мы ей. Любви все возрасты покорны, … её порывы благотворны
Cлайд 15
Я вас люблю ( к чему лукавить),… но я другому отдана, я буду век ему верна. Я утром должен быть уверен, что… с вами днём увижусь я. Обычай… деспот меж людей. Быть можно дельным человеком и … думать о красе ногтей. А счастье было так… возможно, так близко. Иных уж нет, а… те далече.
Cлайд 16
Викторина по роману Какими строками начинается роман? «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...»(внутренний монолог) Сколько времени Онегин сидел с дядей? Но, прилетев в деревню дяди Его нашел уж на столе, Как дань готовую к земле. Какой новый порядок в деревне установил Онегин? Ярём он барщины старинной Оброком лёгким заменил И раб судьбу благословил. Отчество Татьяны Лариной. Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир.
Cлайд 17
О каких героях Пушкин говорит: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть.) На каком языке написано письмо Татьяны? ( я не могу понять. Но вот неполный, слабый перевод..) Сколько лет было Онегину? (Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…)
Cлайд 18
Сколько писем написал Евгений Онегин Татьяне? (Ответа нет. Он вновь посланье, Второму , третьему письму Ответа нет…) С какими литературными героями Пушкин сравнивает Онегина. Назовите авторов этих героев? (Но к жизни вовсе охладел. Как Чайльд Гарольд, угрюмый, томный.. Дж.Гордон Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда») (Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Cлайд 19
Вставьте недостающее слово. Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал……., друг свободы.. ( Д.И. Фонвизин.)
Cлайд 20
Вставьте недостающее слово. И свет её с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик ….. нас заметил И, в гроб сходя, благословил. ( Г.Р. Державин)
Cлайд 21
Идейно-художественное своеобразие романа Не просто роман, а роман в стихах (лиро-эпика)- «свободный роман» Положил начало первому реалистическому роману в литературе 19 века. Роман, «в котором отразился век и современный человек». Гибкая языковая форма- «Онегинская строфа» (4-стопный ямб) соединение литературной и разговорной речи. Открытость романа. Новый тип проблемного героя- «героя времени»
Cлайд 22
Используемая литература Литература. 9 кл. в 2 ч : учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова идр. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой- 5 изд. – М. : Дрофа, 2006. Золотарева И.В., Белолистных О.В., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, м.: «ВАКО», 2001 год Золотарева И.В.,Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс 4-е изд. : ВАКО, 2005 год Интернет-ресурсы