Урок-практикум по стихотворению Н.Рубцова «Улетели листья с тополей» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ»73»г. Оренбурга
Cлайд 2
Cлайд 3
«У каждого есть предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души.»
Cлайд 4
«Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира». - Найдём ключевые понятия в словах Оботурова.
Cлайд 5
Эти ключевые понятия позволяют нам говорить о приёме ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — один из устойчивых принципов организации текста. Суть его в том, что сюжет строится на последовательном сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей.
Cлайд 6
Первая, "природная" часть стихотворения вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоциональный фон (и своеобразный ключ) для второй. -Давайте найдём строчки, посвященные миру природы. -О каком времени года говорит поэт? -С чем у вас ассоциируется осень? В первом предложении используется инверсия. Инве рсия- (от лат. inversio – переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении. -Что даёт изменение прямого порядка слов в смысловом и ритмическом планах?
Cлайд 7
-Какой глагол использует Рубцов в первой строчке стихотворения? А почему не «облетели»? В чём разница? Улететь – это 1)Летя, удалиться (о птицах, насекомых) 2)Быстро, стремительно уйти, убежать 3)Исчезнуть, пропасть, перестать быть видимым, слышимым 4)Быстро пройти, миновать 5)Перенестись куда-л. в мыслях, воображении ОБЛЕТЕТЬ - это ОБЛЕТЕТЬ, -1) вокруг кого-чего. Пролететь вокруг. 2)Опасть, осыпаться. Сухие листья облетели. Яблоневый цвет облетел. 3). Быстро распространившись, сделаться известным кому-н. Весть облетела весь город
Cлайд 8
-Во 2 строке о какой НЕИЗБЕЖНОСТИ говорит поэт? Не жалей ты листья, не жалей, А жалей любовь мою и нежность! -Какой приём используется в данных строчках? -Глаголы какого наклонения использует Рубцов? -Почему надо жалеть не листья, а любовь и нежность? -О какой неизбежности говорит автор? Что нельзя изменить, а что можно?
Cлайд 9
-В последнем четверостишии к чему призывает нас поэт? Обратите внимание, что только в последнем четверостишии появились типичные для стихотворениях о природе имена прилагательные. Одной из характерных особенностей лирики Н.Рубцова, которую заметил В.Кожинов, является то, что в ней нет “ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций, ни оригинальных звуковых и ритмических структур”. -Какую особенность в построении стихотворения вы могли бы назвать? Обратите внимание на начало и конец стихотворения. Как называется такая композиция? В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала. - Как вы думаете, зачем в данном стихотворении использует поэт кольцевую композицию?
Cлайд 10
Безусловно, эта осенняя элегия не только об улетевших листьях. Точнее даже сказать, не столько о листьях, сколько о человеческих переживаниях. Связи между человеческим сознанием и бытием природы едва ощутимы, и все-таки в подтексте стихотворения можно уловить диалог двух любящих сердец. Воспоминания об улетевших листьях переходят в мир человеческих отношений. Чувства эти передаются не через прямую речь, а полунамеками, так, что даже восклицательные и вопросительные интонации почти не ощущаются. Они растворяются в плавном ритме и оригинальной звукописи. Любовь и русская природа едины для Рубцова. Кто еще мог написать такие проникновенные строчки, не отдавая в них первенства ни возлюбленной, ни русской природе!
Cлайд 11
В стихотворении конкретный образ дерева — тополя. В народной поэтике дерево представляется покрытым листьями, как человек - платьем. "Поэтому покровение, как символ брака, изображается и облаком, и зеленью листьев... Наоборот, опадание листьев сравнивается с разлукою..." (А. Потебня). Образ дерева составляет основу зачина стихотворения.
Cлайд 12
Лирический герой его стихотворений связывает свою печаль с шумными метелями, восклицая и вопрошая: Не кляни ты шумные метели! Разве в этом кто-то виноват, Что с деревьев листья улетели? Ему видится, как тополя стали голыми, он видит, как порывом ветра срываются листья и риторически вопрошает: "Разве в этом кто-то виноват?" Все эти символические образы несут значения печали, грусти, потерянной любви: Не жалей ты листья, не жалей, А жалей любовь мою и нежность ! Признак увядания - облетающие с деревьев листья - печалят героя стихотворений Рубцова, он предчувствует смерть, страшную смерть.
Cлайд 13
Работы детей: Любовь, Невыразимая, фантастическая, Приходит, окрыляет, убегает. Не каждый способен любить Счастье. Осень. Мрачный, потерянный. Ворвалась, разбила, уничтожила. Все когда-то заканчивается. Конец.
Cлайд 14
Он, неизбежный, жалкий наступает, мучает, бросает. Любить очень сложно. Горечь. Мечта, утраченная, брошенная, влюбила, завлекла, покинула. Никто не виноват в потере. Страх.