УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ в 6 КЛАССЕ РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ 20 ВЕКА Учитель МОУ «СОШ №22» г.Саранска Республики Мордовия Неясова Л.Е.(2010 г.)
Cлайд 2
Cлайд 3
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЭЛЕМЕНТЫ ИНТОНАЦИИ Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи. Ударения выделяют в потоке речи отдельные опорные слова. Паузы бывают логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, и психологические, мотивированные переживаниями говорящего. Мелодика речи (повышение и понижение тона) – это повествовательное и вопросительное значение фраз, выражает эмоциональное состояние говорящего.
Cлайд 4
АЛЛИТЕРАЦИЯ –повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. Система звукописи в стихотворениях. Помогает поэту средствами фонетики создать музыкальный фон в произведении. Например: Грохочет эхо по горам, Как гром гремящий по громам. (Г.Державин)
Cлайд 5
Ассонанс – повторение гласных звуков в разных словах одного речевого отрезка. Петух запевает, светает, пора! В лесу под ногами гора серебра. (Н.Заболоцкий)
Cлайд 6
ЦВЕТОПИСЬ – использование автором определенной цветовой гаммы при описании предметов или явлений. Например: Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь… С.Есенин
Cлайд 7
ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ: l.Вступление (слово об авторе, названии стихотворения, истории создания). ll.Общая оценка восприятия: Тема Настроение Выразительные средства языка: а) эпитеты б) метафоры и олицетворения в) сравнения г) аллитерации или звукопись д) цветопись (не просто находить выразительные средства, а рассказать, как с их помощью автор раскрывает свою идею-главную мысль) lll.Заключение – впечатление от прочитанного.
Cлайд 8
Весенний, утренний, тоненький Ледок натянуло сеткой, Но каплет с каждой соломинки, С каждой ветки. Поет по-зимнему улица, Но свету – что летним днем. И, как говорится, курица Уже напилась под окном. И звонкую, хрупкую, Набравшись силы в ночи, Чуть солнце – уже скорлупку Проклюнули ручьи. Весна сугробы подвинула, Плотнее к земле примяв. И зелень коры осиновой – Предвестье зелени трав. Апрельским ветром подунуло, Запахли водой снега. И дело свое задумала Река, упершись в берега. Ей грезится даль раздольная, Ее минута близка… Грохочет крылечко школьное, Едва дождавшись звонка. Давай начинай, разламывай Натоптанный лед рябой… А что, если снова заново, С начала самого Начать нам жить с тобой?.. А.Т.Твардовский
Cлайд 9
Узелки В.Орлов После зимней глубокой дремоты Дел немало на шаре земном. Перед праздником столько работы! Нужно помнить весне обо всём. И весна в изумрудном платочке Ходит, бродит в лесах и в садах. И на память себе узелочки Оставляет на голых ветвях. Днём и ночью ей нужно трудиться — Перекрасить леса и поля. Нужно к маю земле нарядиться, Чтобы стала красивой Земля. Нужно солнце почистить до блеска — На ветру потускнело оно. Нужно зимнюю снять занавеску И промыть голубое окно, Проводить холода за ворота, Не спеша отворить ручейки... А закончится эта работа — И развяжутся все узелки.