«Пётр Великий русской литературы» Урок по творчеству М.В.Ломоносова 9 класс
Cлайд 2
Классицизм - литературное направление ХVlll, начала XlX веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах. Представители классицизма в России: Державин, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин
Cлайд 3
ИСТОКИ МИРОВОГО КЛАССИЦИЗМА – ФРАНЦИЯ ХVll века . Воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н. Буало ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО – обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная В ОСНОВЕ ЭСТЕТИКИ – принцип рационализма и «подражания природе»
Cлайд 4
Основные черты классицизма: Культ разума; Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях»; Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; Подчеркивается объективность повествования; Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Cлайд 5
Для классических пьес характерны: Принцип трёх единств Единство времени ( действие развивается не более суток); Единство места (действие происходит в одном месте); Единство действия ( одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (не более 5-10), нет побочных действий, персонажей).
Cлайд 6
Строгая иерархия жанров: ВЫСОКИЕ НИЗКИЕ Осваивается общественная жизнь, история, действующие герои – полководцы, монархи. Мифологические и библейские сюжеты. Высокий стих. Очень важна идея служения государству, гражданского долга. Жанры – трагедия, эпопея, ода. Осваивается повседневная жизнь обычных людей. Допускалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи. Жанры – комедия, сатира, басня
Cлайд 7
Особенности русского классицизма Связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей времени. Обличительно-сатирическая струя в творчестве писателей. Интерес к истории своей Родины. Защита преобразований Петровской эпохи. Русский классицизм показал человека в его духовной жизни.
Cлайд 8
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Cлайд 9
Труды Ломоносова в области филологии были направлены на решение задачи упорядочения и развития национального языка русской науки и литературы, на создание силлабо-тонической системы стиха.
Cлайд 10
1739 год. «Письма о правилах русского стихотворства». Реформа распространена на все размеры; описано 30 стихотворных размеров; открытие четырехстопного ямба. ЖАНРО-СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА. 1. Старославянские и русские общие 2. Старославянские малопонятные, малоупотребительные 3. Русские разговорные «ШТИЛИ» ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ Героические поэмы, оды Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзьям Комедии, песни, басни, эпиграммы
Cлайд 11
ОДА (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события. Из истории жанра. Возник в античности, сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской теории классицизма ода создается как жанр героический, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным «возвышенным» стилем выражения.
Cлайд 12
Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали потому, что они государству служили, географические просторы – потому, что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому, что он способствовал процветанию государства. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия.
Cлайд 13
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может Ни множество веков, ни една древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре
Cлайд 14
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей14» Будюкина В.И.