УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ЦЕЛИ: РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ АНАЛИЗА ТЕКСТА, УМЕНИЯ ОБОБЩАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ; ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ; Киселева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Петровск, 2009
Cлайд 2
«…Здесь нет …никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскручивается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Н.В.Гоголь «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». А.С.Пушкин
Cлайд 3
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: СТРОЙНОСТЬ; ПОДЧИНЕННОСТЬ ЕДИНОЙ ТЕМЕ И МЫСЛИ; ГРАМОТНОСТЬ.
Cлайд 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ СОЧИНЕНИЯ Переформулируй каждую тему в вопрос Тезис – ответ Раскрыть Доказать Развивать
Cлайд 5
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ «План необходим, но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, вовсе не подлежащий изменению» К.Г.Паустовский
Cлайд 6
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».
Cлайд 7
ТЕМА 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Детство и юность, среда, воспитавшая героя. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости. История любви к Маше. «Благие» потрясения. История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь). Основные черты героя, типичность образа.
Cлайд 8
ТЕМА 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». История в творчестве Пушкина А.С. Рассказчик в повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Портретная характеристика Пугачева. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор? Пугачев и народ. Взгляды Пушкина на восстание.
Cлайд 9
ТЕМА 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. Что общего у Гринева и Швабрина? Как поступает герои в ситуациях выбора? Как каждый из героев относится к людям? Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу? Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Cлайд 10
ТЕМА 4. Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Первое впечатление Гринева от Маши Мироновой. О чем говорит её внешность? Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношениях к родителям, Швабрину, Гриневу? Как раскрывается личность маши в ее любви к Гриневу? Как относятся к Маше другие герои повести? Как дополняет образ Маши эпизод её поездки в Петербург к Екатерине II? Основная идея повести. Её воплощение в образе Маши Мироновой.
Cлайд 11
ТЕМА 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Положение Савельича в семье помещиков Гриневых. Как проявляется характер Савельича, его качества? Попадает ли Савельич в ситуацию выбора? Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор? Как характеризует Савельича его речь? Кто он, Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?