Название, предложенное нами,-СИМВОЛИЗМ,- единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства 18 сентября 1886 Париж. Газета «Фигаро» Жан Мореас «Манифест символизма» Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек Из истории символизма
Cлайд 3
Клод Моне (1840-1926)
Cлайд 4
совмещение чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра изощренное сочетание цветовых пятен красочное богатство мира декоратизм и растворение предметных форм Появление этой картины определило название нового направления в живописи импрессионизм Impression soleil levant 1872 Впечатление. Восходящее солнце Осень Кувшинки (Облака) 1903 Клод Моне
Cлайд 5
«Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки» Рихард Вагнер Опера «Валькирия» 1876 Опера «Лоэнгрин» 1848
Cлайд 6
У. Т. Мод «Скачка Валькирий» 1890
Cлайд 7
… Кто с Лоэнгрином не плыл на волшебном челне? В. Брюсов Дорогая, о пусть стая белых, немых лебедей меж росистых ветвей на струях серебристых застыла — одинокая грусть нас туманом покрыла. От тоски в жажде снов нежно крыльями плещут. Меж цветов светляки изумрудами блещут. Очерк белых грудей на струях точно льдина: это семь лебедей Лоэнгрина — лебедей Лоэнгрина. Андрей Белый «Серенада» 1904
Cлайд 8
Водоем 1902 Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи. В. Борисов-Мусатов Куст орешника 1905 Весна 1898-1901
Cлайд 9
Осенний мотив 1899 Элегии в живописи Какой вы представляете картину с таким названием? В чем несоответствие содержания и названия? Какое значение приобретает мотив осени в произведении? нет исторической конкретности («это просто красивая эпоха») колорит построен на созвучии больших цветовых пятен мягкий приглушенный цвет мотив овала музыкальность линий
Cлайд 10
Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы? Клод Моне В. Борисов-Мусатов Подумаем вместе… Фауст и Мефистофель. М. Врубель Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени? Прометей. Г. Моро
Cлайд 11
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выразили неприятие буржуазныхценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно – культурным ценностям.
Cлайд 12
Александр Скрябин 1872-1915 «Поэма экстаза» 1905-1908 «Композиция 7» «Маленькие радости» 1913 «Композиция 5» 1911 В. В. Кандинский
Cлайд 13
« Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская литература не достигала такой утонченности …» Николай Бердяев