«Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов, обозначение эпохи взлёта поэтического искусства конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России («Русский Ренессанс») Николай Авдеевич Оцуп, поэт, переводчик, создатель эмигрантского журнала «Числа» 1890-ые – 1920 г.г.
Cлайд 3
1890-ые – 1920 г.г.
Cлайд 4
Модернизм (от фр.новейший, современный) - это общее название направлений искусства и литературы к.19- н.20 в.в., подразумевающее новые явления, имеющие целью духовное возрождение человека, преображение мира средствами искусства, отводящие автору роль ТЕУРГА-пророка, способного постичь мировую гармонию, высшие истины В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. Н.Гумилёв
Cлайд 5
Течения модернизма символизм акмеизм футуризм имажинизм
Cлайд 6
Символизм СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Cлайд 7
«Мрак есть начало света…» (В.Соловьёв) В.С.Соловьёв 1853-1900 Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1892
Cлайд 8
Объединяющим началом мирового единства виделось искусство - “земное подобие творчества божественного”. Символ (многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Cлайд 9
В.Я.Брюсов ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.
Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников) 1863-1927 Г.Г. Анненский Иннокентий Фёдорович (1955-1909)
Cлайд 13
А.А. Блок (1880-1921) «Младшие символисты» А. Белый (Б.Н.Бугаев)(1880-1934)
Cлайд 14
Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949)
Cлайд 15
Идейные вожди, теоретики- Мережковский Д.С., Брюсов В.Я. Программа – «Ключи тайн» (В.Брюсов) «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность» «Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве, нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где прорывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю "стихии чуждой, запредельной"
Cлайд 16
Особенности эстетики и поэтики символистов «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями… откровение». Понятие о ДВОЕМИРИИ, тяготение к мистике Символ (знак чего-л.,многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности Сильное субъективное (личное и личностное) начало Культ впечатления (импрессионизм) Метафоричность, развитие у слова дополнительных значений Минорное звучание поэзии, её музыкальность (словесно-музыкальный поток) Изысканность форм и образов, повышенное внимание к звучанию стихов, иногда в ущерб содержанию
Cлайд 17
В.Я.Брюсов Шорох Шорох в глуши камыша, Шелест — шуршанье вершин, Шум в свежей чаще лощин, Шепот души заглуша, Шепот, смущенье и дрожь Ширью и тишью живешь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин.
Cлайд 18
УЧЕНИК ОРФЕЯ Я всюду цепи строф лелеял, Я ветру вслух твердил стихи, Чтоб он в степи их, взвив, развеял, Где спят, снам веря, пастухи; Просил у эхо рифм ответных, В ущельях гор, в тиши яйлы; Искал черед венков сонетных В прибое, бьющем в мол валы; Ловил в немолчном шуме моря Метр тех своих живых баллад, Где ласку счастья, жгучесть горя Вложить в античный миф был рад; В столичном грозном гуле тоже, Когда, гремя, звеня, стуча, Играет Город в жизнь,- прохожий, Я брел, напев стихов шепча; Гудки авто, звонки трамвая, Стук, топот, ропот, бег колес,- В поэмы страсти, в песни мая Вливали смутный лепет грез. = Все звуки жизни и природы Я облекать в размер привык: Плеск речек, гром, свист непогоды, Треск ружей, баррикадный крик. Везде я шел, незримо лиру Держа, и властью струн храним, Свой новый гимн готовя миру, Но сам богат и счастлив им. Орфей, сын бога, мой учитель, Меж тигров так когда-то пел... Я с песней в адову обитель, Как он, сошел бы, горд и смел. Но диким криком гимн менады Покрыли, сбили лавр венца; Взвив тирсы, рвали без пощады Грудь в ад сходившего певца. Так мне ль осилить взвизг трамвайный, Моторов вопль, рев толп людских? Жду, на какой строфе случайной Я, с жизнью, оборву свой стих.
Cлайд 19
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) В искусстве «серебряного века» Врубель представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Демон Демон летящий
Cлайд 20
M. A. ВРУБЕЛЮ От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод. Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл. Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе. «Царевна-лебедь» «Демон сидящий»
Cлайд 21
АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) – стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Жестоко – раздумье. Ночное молчанье Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки сурово. Страданье – Глубоко – глубоко! Страданье сурово улыбки встречает… Мерцанье былого – виденья качает… Молчанье, ночное раздумье, – жестоко! (В. Брюсов)
Cлайд 22
ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.
Cлайд 23
Начало XX века– время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного века”.
Cлайд 24
Домашнее задание Стр. 21-24, записи, стихотворение наизусть (по выбору)