Николай Алексеевич Некрасов «На Волге» Учитель русского языка и литературы Мурзаев С.Н. МБОУ Русско-татарская СОШ №136 г. Казани. «… но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь, Все тот же виден монастырь На острову, среди песков…»
Cлайд 2
«Я призван был воспеть твои страданья терпеньем изумляющий народ.» Где прошло детство поэта? Какие картины детства запали в душу будущему поэту? Как назывался его первый сборник стихов? Каким запомнился народу Н.А. Некрасов?
Cлайд 3
Из истории создания «На волге»… Еще будучи ребенком Н.А. Некрасов услышал разговор бурлаков. Поэт передал его спустя годы, пересказав с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений… Н.Г. Чернышевский.
Cлайд 4
Кто такие бурлаки? Бурла к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. И.Репин «Бурлаки на Волге»
Cлайд 5
работа с текстом Прочитаем произведение. Составим его цитатный план. «Я… рос у берегов большой реки» «… Трепет прежних дней я ощутил в душе моей» «Ползли гурьбою бурлаки» «Я убегал к родной реке» «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…» «Я не узнал реки родной…» «Ее назвал рекою рабства и тоски…» «Чем хуже был бы твой удел. Когда б ты менее терпел?»
Cлайд 6
Ответим на вопросы Какие чувства поэта сопровождают начало стихотворения, почему меняется отношение рассказчика к родной реке? Какое событие изменило отношение поэта к родной реке? Какими предстают бурлаки? Какие чувства испытал мальчик увидевший впервые бурлаков? Какие слова в их разговоре поразили мальчика и показались ему непонятными? Какой смысл вкладывает Некрасов в строки: «Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?» Что общего между произведениями Н.А. Некрасова «На Волге» и картиной И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»? Какую роль играет в произведении пейзаж? Что печалит поэта, что возмущает его и какой смысл он вкладывает в стихотворение «На волге»? Что хочет сказать читателю?
Cлайд 7
Какие средства выразительности использует автор? Выпишите наиболее яркие, с вашей точки зрения, изобразительные средства языка, расположив их в таблице. Предварительно прочитайте определения эпитета, метафоры, сравнения и олицетворения ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Cлайд 8
Домашнее задание Выучить наизусть отрывок стр. 187 до слов «Убитых сил, прожитых лет». Молодцы!!!
Cлайд 9
источники Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1/ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2006. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009 Дидактические материалы по литературе: 5 класс /Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г.