Составители: ученицы 10 «а» класса МОУ «Большекатрасьской СОШ» Михайлова Лариса и Сорокина Светлана.
Cлайд 3
Основополагающий вопрос: Что такое счастье? По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Cлайд 4
Цель нашего исследования: Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и выяснить: в чем ,по мнению Некрасова, заключается счастье? как понимают счастье наши сверстники?
Cлайд 5
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно… И.Бунин. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. И.Бунин. Для того чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это всегда не легкая жертва. Ричард Бах. Секрет счастья – свобода… Фукидид. Предметом заботы правительства как в мирное, так и в военное время должна быть не слава правителей или народов, но счастье простого человека. Уильям Беверидж. Великие люди о счастье.
Cлайд 6
Вывод: Понимание счастья субъективно. Сколько людей – столько мнений.
Cлайд 7
А как понимают счастье герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ? Семеро крестьян – искателей счастливого человека на вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?» отвечают :помещику, чиновнику, попу, купчине, боярину, министру государеву, царю. Несложно догадаться, крестьяне – мужики счастье видят в достатке, богатстве и поэтому не называют простого крестьянина счастливым человеком.
Cлайд 8
В главе «Счастливые» мы видим других счастливых героев. Старушка счастлива тем, что собрала с небольшого участка огромный урожай репы: Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде. Но крестьяне не приняли ее счастья: Ты дома выпей, старая, Той репой закуси!
Cлайд 9
Солдат поделился своим счастьем: А в том, во – первых, счастие, Что в двадцати сражениях Я был, а не убит! А во – вторых, важней того. Я и во время мирное Ходил не сыт не голоден, А смерти не дался! А в – третьих - за провинности, Великие и малые, Нещадно бит я палками, А хоть пощупай – жив! Крестьяне пожалели солдата, но не посчитали его счастливым человеком, продолжили поиск дальше.
Cлайд 10
Счастливой назвали Матрену Тимофеевну за ее смелость, мужество – она осмелилась дойти до самого губернатора, чтобы спасти своего мужа. Но крестьянка даже обиделась, что ее назвали счастливой: Не дело вы затеяли – Между бабами счастливую искать!.. Ключи от счастья женского От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!
Cлайд 11
И вот поэт знакомит нас с Гришей Добросклоновым и пишет: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если бы знать могли они, что творилось с Гришею. То есть Некрасов считает, что счастливым в поэме является Григорий Добросклонов. В чем счастье Гриши Добросклонова? В борьбе “за обойденных за угнетенных”. Григорий решил, что будет жить для счастия убогого родного уголка.
Cлайд 12
Вывод: Итак, Н.А. Некрасов считает, что счастье человеческое в служении своему народу. Человек счастлив тогда, когда счастлив его народ. Быть полезным своему народу, делать его жизнь (а значит и свою) лучше – в этом счастье человеческое.
Cлайд 13
Как понимают счастье наши сверстники? 43 старшеклассникам нашей школы был задан вопрос: В чем, по вашему мнению, заключается счастье? Ответы были разные: работа, семья, любовь, здоровье, богатство, всеобщее уважение.
Cлайд 14
Диаграмма:
Cлайд 15
Синквейн. ЖИЗНЬ. Деятельная, кипучая. Вдохновляет, наполняет смыслом. Деятельная жизнь на благо других наполняет твою жизнь смыслом. СЧАСТЬЕ.