Код презентации скопируйте его
Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчет ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.
Валерий Яковлевич Брюсов 1873 - 1924 Родился 1 (13 н.с.) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Учился в гимназии, которую он окончил в 1893 году. Потом историко-филологический факультет Московского университета. Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала “Весы” (1904 - 1909), лучшего журнала русского символизма. Мастер классического сонета.
Историческая тема ярко проявилась в творчестве В. Брюсова, поэта, прозаика, литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека. История, по Брюсову, - своеобразная декорация для передачи драматизма своего времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. «Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение.
Три кумира в городе туманов, Три владыки в безрассветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. 1 декабря 1913
Творческая история стихотворения Импульсом к созданию стихотворения могла послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300-летия царствующего Дома Романовых. Написанное в 1913 году, незадолго перед первой мировой войной, стихотворение Валерия Брюсова “Три кумира” интересно поэтическим видением отечественной истории предшествующих двух столетий. Отталкиваясь от реального факта современной ему петербургской действительности (наличие в городе известных памятников Петру Первому, Николаю Первому и Александру Третьему),поэт придает данным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи символизируют собой разные этапы того большого, сложного и противоречивого исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле Петра Великого Петербург. Мутность и беспросветность города наталкивает поэта на мысль о том, что петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его итоги.
Как же поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых знаменитыми монархами? Достигается это с помощью трех развернутых образов. Проследим по тексту стихотворения.
Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой;
Ме дный вса дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года
Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.
Император в изображении Брюсова предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной». Есть и враг — змей («ярость змея»). Вводится поэтому и дополнительное действие — «попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи.
Памятник Николаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на Брюсова совершенно иное впечатление. А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня;
Памятник Николаю I установлен в 1859 году на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Расположен между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором
Четыре барельефа расположенные на постаменте, рассказывают о знаковых событиях правления Николая I: восстание декабристов в 1825 году; холерный бунт 1831 года на Сенной площади; награждение М. М. Сперанского, собравшего и издавшего в 1832 году «Свод законов Российской Империи»; открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.
Акцент делается исключительно на внешнем. Император словно озабочен лишь тем, какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания о той страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника . «Упоенный силой и величьем», Николай Павлович, по мнению Брюсова, никогда не сможет поскакать иступленно! Многозначна строка «Правит скоком сдержанным коня»: государство, олицетворяемое Николаем Первым, — это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по себе, без понукающих и изъязвляющих бока шпор очередного царя - реформатора. Лексический ряд, связанный с образом второго «кумира», сам по себе весьма показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”.
В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло Трубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московского вокзала, налицо уже полная остановка движения («упор копыт»). Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит.
Памятник Александру III (Санкт-Петербург) 23 мая (5 июня) 1909 в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт;
Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III.
Как известно, по поводу этого памятника в народе зло шутили: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте — обормот». Всадник «стоит». В стихотворении находим и другие выразительные слова - характеристики, соотносимые с данным памятником: «в полусне», «недвижимо», «стынет». Автор выделяет безразличие, инертность как психологическую доминанту первых лиц в государстве Российском в новейшее время. У Александра Третьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова — «с мощностью наследной».
К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы трех «кумиров»? Вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» — «едет» — «стынет». Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой
История замедляется, почти останавливается. От новых времен тянет холодом (слово «стынет» придает всей строфе и дополнительное значение). Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где-то там — во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущих угроз . Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же — рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию, которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения — 1 декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос.