Мотивы былого в лирике 20 века Валерий Брюсов «Три кумира»
Cлайд 2
Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчет ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.
Cлайд 3
Валерий Яковлевич Брюсов 1873 - 1924 Родился 1 (13 н.с.) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Учился в гимназии, которую он окончил в 1893 году. Потом историко-филологический факультет Московского университета. Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала “Весы” (1904 - 1909), лучшего журнала русского символизма. Мастер классического сонета.
Cлайд 4
Историческая тема ярко проявилась в творчестве В. Брюсова, поэта, прозаика, литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека. История, по Брюсову, - своеобразная декорация для передачи драматизма своего времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. «Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение.
Cлайд 5
Три кумира в городе туманов, Три владыки в безрассветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. 1 декабря 1913
Cлайд 6
Творческая история стихотворения Импульсом к созданию стихотворения могла послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300-летия царствующего Дома Романовых. Написанное в 1913 году, незадолго перед первой мировой войной, стихотворение Валерия Брюсова “Три кумира” интересно поэтическим видением отечественной истории предшествующих двух столетий. Отталкиваясь от реального факта современной ему петербургской действительности (наличие в городе известных памятников Петру Первому, Николаю Первому и Александру Третьему),поэт придает данным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи символизируют собой разные этапы того большого, сложного и противоречивого исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле Петра Великого Петербург. Мутность и беспросветность города наталкивает поэта на мысль о том, что петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его итоги.
Cлайд 7
Как же поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых знаменитыми монархами? Достигается это с помощью трех развернутых образов. Проследим по тексту стихотворения.
Cлайд 8
Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой;
Cлайд 9
Ме дный вса дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года
Cлайд 10
Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.
Cлайд 11
Император в изображении Брюсова предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной». Есть и враг — змей («ярость змея»). Вводится поэтому и дополнительное действие — «попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи.
Cлайд 12
Памятник Николаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на Брюсова совершенно иное впечатление. А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня;
Cлайд 13
Памятник Николаю I установлен в 1859 году на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Расположен между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором
Cлайд 14
Четыре барельефа расположенные на постаменте, рассказывают о знаковых событиях правления Николая I: восстание декабристов в 1825 году; холерный бунт 1831 года на Сенной площади; награждение М. М. Сперанского, собравшего и издавшего в 1832 году «Свод законов Российской Империи»; открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.
Cлайд 15
Акцент делается исключительно на внешнем. Император словно озабочен лишь тем, какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания о той страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника . «Упоенный силой и величьем», Николай Павлович, по мнению Брюсова, никогда не сможет поскакать иступленно! Многозначна строка «Правит скоком сдержанным коня»: государство, олицетворяемое Николаем Первым, — это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по себе, без понукающих и изъязвляющих бока шпор очередного царя - реформатора. Лексический ряд, связанный с образом второго «кумира», сам по себе весьма показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”.
Cлайд 16
В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло Трубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московского вокзала, налицо уже полная остановка движения («упор копыт»). Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит.
Cлайд 17
Памятник Александру III (Санкт-Петербург) 23 мая (5 июня) 1909 в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт;
Cлайд 18
Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III.
Cлайд 19
Как известно, по поводу этого памятника в народе зло шутили: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте — обормот». Всадник «стоит». В стихотворении находим и другие выразительные слова - характеристики, соотносимые с данным памятником: «в полусне», «недвижимо», «стынет». Автор выделяет безразличие, инертность как психологическую доминанту первых лиц в государстве Российском в новейшее время. У Александра Третьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова — «с мощностью наследной».
Cлайд 20
К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы трех «кумиров»? Вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» — «едет» — «стынет». Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой
Cлайд 21
История замедляется, почти останавливается. От новых времен тянет холодом (слово «стынет» придает всей строфе и дополнительное значение). Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где-то там — во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущих угроз . Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же — рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию, которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения — 1 декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос.
Cлайд 22
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «Молчановская СОШ № 1» Еремина Ирина Владимировна