СИМВОЛИЗМ Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через СИМВОЛЫ.
Cлайд 2
СИМВОЛ То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. Голубь –символ мира, якорь – символ надежды… Многозначное иносказание. Содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. «Символ – окно в бесконечность». (Ф.Сологуб) В сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Cлайд 3
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЁВ (1853-1900 ГГ.) Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Cлайд 4
Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?
Cлайд 5
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ МЕРЕЖКОВСКИЙ (1866-1941 ГГ.) Русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус. Статья «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - теоретические основы символизма.
Cлайд 6
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СИМВОЛИСТОВ Жизнь Смерть Бог
Cлайд 7
Cлайд 8
СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ ПОНИМАЛИ СИМВОЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНУЮ ШКОЛУ Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий. НАДПИСЬ НА КНИГЕ Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З.Гиппиус 1896
Cлайд 9
Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В.Брюсов 1 марта1895
Cлайд 10
МЛАДОСИМВОЛИСТЫ ЦЕЛОСТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ФОРМА ЖИЗНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЖИЗНИ Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.
Cлайд 11
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1880-1921 ГГ.) Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов».
Cлайд 12
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (БОРИС НИКОЛАЕВИЧ БУГАЕВ) (1880-1934ГГ.) Теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты». В статье «О религиозных переживаниях» (1903г.) утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе»
Cлайд 13
СОЛНЦЕ АВТОРУ «БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ» Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце –вечное окно В золотую ослепительность. Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается. В розах золото лучей Красным жаром разливается. В сердце бедном много зла Сожжено и перемолото. Наши души – зеркала, Отражающие золото. 1903г. Серебряный Колодезь
Cлайд 14
РОЛЬ СИМВОЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.
Cлайд 15
ПРИМЕР АССОНАНСА УТРО (и-е-а-о-у) Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней. Над долиной, - как изливы лилий Как изливы лебединых крылий. Зеленеют земли перелеском. Снежный месяц бледным, летним блеском. В нежном небе нехотя юнеет. Хрусталея, небо зеленеет. Вставших глав блистающая стая Остывает, в дали улетая… Синева ночная, - там, над нами, Синева ночная давит снами! Молньями, как золотом в болото Бросит очи огненные кто-то. Золотом хохочущие очи! Молотом грохочущие ночи! Заликует, - всё из перламутра Бурное, лазуревое утро: Потекут в излучине летучей Пурпуром предутренние тучи. Андрей Белый Ноябрь 1917г. Сергиев Посад
Cлайд 16
ПРИМЕР АССОНАНСА УТРО (и-е-а-о-у) Над долИной мглИстой в выси сИней ЧИстый-чИстый серебрИстый Иней. Над долИной, - как излИвы лИлий Как излИвы лебедИных крылий. ЗеленЕют зЕмли перелЕском. СнЕжный мЕсяц блЕдным, лЕтним блЕском. В нЕжном нЕбе нЕхотя юнЕет. ХрусталЕя, нЕбо зеленЕет. ВстАвших глАв блистАющАя стАя ОстывАет, в дАли улетАя… СиневА ночнАя, - тАм, нАд нАми, СиневА ночнАя дАвит снАми! МОлньями, как зОлотом в болОто БрОсит Очи Огненные ктО-то. ЗОлотом хохОчущие Очи! МОлотом грохОчущие нОчи! ЗаликУет, - всё из перламУтра БУрное, лазУревое Утро: ПотекУт в излУчине летУчей ПУрпуром предУтренние тУчи. Андрей Белый Ноябрь 1917г. Сергиев Посад
Cлайд 17
Символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.