Презентация Анализ стихотворения А.А.Фета «Облаком волнистым…» Подготовил ученик 10 класса В МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Халяпин Роман Учитель Халяпина Л.Н.
Cлайд 2
Анализ стихотворения А.Фета Облаком волнистым…
Cлайд 3
Фет проявляет себя превосходным мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф:
Cлайд 4
Облаком волнистым Пыль встает вдали; Конный или пеший – Не видать в пыли! Вижу: кто-то скачет На лихом коне. Друг мой, друг далёкий, Вспомни обо мне! 1843
Cлайд 5
Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.
Cлайд 6
Облаком волнистым… В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщённые картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета.
Cлайд 7
В картине стихотворения «Облаком волнистым…» главенствуют неясность и нечёткость: «пыль», «не видать», «кто-то».
Cлайд 8
Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчёркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далёкому». При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачком», который будоражит воображение читателя.
Cлайд 9
В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечёткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре: Вижу: кто-то скачет На лихом коне.
Cлайд 10
Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далёком». Появляется ещё один персонаж. Эпитет «далёком» усложняет художественное пространство.
Cлайд 11
Более сложным и разветвлённым ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встаёт», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблён в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание.
Cлайд 12
Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создаёт настроение тревожно-ностальгическое, подчёркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.
Cлайд 13
Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. «Облаком волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Это обращение к близкому человеку: Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне.
Cлайд 14
Мотив пути («встаёт», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и ты вспомни обо мне). Хорей передает внешнее и внутреннее движение. Идея стихотворения – пробудить воспоминания о близком человеке. Обращение к человеку – «друг мой, друг далекий» - повторяется дважды.
Cлайд 15
Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создаёт в стихотворении образ необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину.